Размер шрифта
-
+

Практический курс управления переменами. Шедевры китайской мудрости - стр. 18

После того как Му Шэн стал отшельником, Лю У с каждым днем становился все заносчивей и, объединившись с правителем царства У, Лю Би, затеял мятеж. Шэнь-гун и Бай-гун пытались увещевать его, за что были сурово наказаны.

2. Слабость и мягкость, уступчивость и скромность не подразумевают слабохарактерность или беспринципность. Следуя за другими, будь восприимчив и осмотрителен, проявляй доброту и не теряй внутренней правды.

В «Выражении узоров в речи» говорится:

«Выпрямляя свою правильность, правитель (мудрец) посредством почтительности достигает прямоты во внутреннем, посредством совести соизмеряет себя с квадратом вовне».

Когда внутри сохраняешь состояние почтительного внимания, ориентируясь в окружающем с помощью справедливости и чести, тогда обретаешь моральную силу и не сомневаешься в том, как нужно действовать.

Во времена Западной династии Хань (206 г. до н. э. – 25 г. н. э.) сановник Цзи Ань был верен и предан императору У-ди. Часто его критические замечания не нравились правителю, но император никогда не обрушивал на советника свой гнев, так как знал, что его высказывания обусловлены прежде всего заботой о благе Поднебесной.

3. Мягкость и уступчивость, способность воспринимать и накапливать внутри, выражая скромность и смирение, – это поистине ценный талант. В трактате «Выражение узоров в речи» говорится:

«Красота инь таится внутри него. Это Путь Земли, это Путь жены, это Путь слуги».

Находясь в подчиненном положении, обязательно применяй этот принцип. Им же следует руководствоваться в положении правителя, потому что только тот, кто, обладая высокими моральными качествами и заслугами, умеет не гордиться ими, способен вершить великие дела.

4. В речах и поступках будь осторожен и мягок, тая свои шипы, это поможет тебе сохранить себя. Обнажая свои колючие места, ты навлекаешь на себя беды и отвращаешь от себя людей. Контролируя внешние проявления и храня в сердце мудрость, ты уменьшаешь вероятность неприятных столкновений. Внешняя мягкость при внутренней твердости, внешняя округлость, опирающаяся на квадрат внутри, – это оптимальная стратегия поведения Шестерки четвертой. Когда твоя внутренняя мудрость созреет, ей необходимо дать правильное внешнее выражение, и тогда все, что бы ты ни делал, принесет тебе пользу. В «Выражении узоров в речи» об этом говорится так:

«В превращениях и преображениях между Небом и Землей пышно растут травы и деревья. Когда Небо и Земля закрываются, тогда талантливый человек скрывается».

В Переменах говорится:

«Завяжи мешок – не будет неприятностей, не будет похвал».

Страница 18