Практическая магия. Классический учебник
1
Автор говорит об общеизвестном анекдоте с Колумбом, которого придворные интриги заставляли два раза возвращаться из открытой им Америки. Завистники говорили, что его заслуга весьма ничтожна и что это сделал бы всякий. Колумб, которому это надоело, однажды во время большого придворного вечера велел принести сырое куриное яйцо и попросил своих критиков поставить его на носок тут же на одном из лакированных столов дворца. Многие брались, но никто не мог этого сделать. Когда все желающие потерпели неудачу, Колумб взял яйцо и, ударив им по столу, конечно, поставил, доказав таким образом что успех всякого дела заключается в умении за него взяться. – Здесь и далее примечания переводчика.
2
М. Vurgey прекрасно описал роль гортани с этой точки зрения.
3
Зеркала Люиса состоят из двух деревянных линеек, около 20 см длиной и 3 см шириной, окрашенных в черный матовый цвет; по обеим сторонам линеек, поставленных ребром на вертикальную ось, прикреплено несколько (от 10 до 15) кругленьких зеркалец, диаметром 20 мм. Линейки эти вращаются в разные стороны часовым механизмом, и свет сильной лампы, отражаемый зеркальцами, образует сложную систему светлых точек, мелькающих перед глазами. Их можно приобрести у Charles Chardin в Париже.
4
В настоящее время существа эти в отличие от стихийных духов называют лярвами или астроменталами.
5
Понедельник – день Луны, вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера, пятница – день Венеры, суббота – день Сатурна, воскресенье – день Солнца. В русских названиях дней этого соотношения не имеется.
6
Индусский эзотеризм прибавляет к ним еще пятую стихию «Эфир», существование которого хотя и допускается эмпирической наукой, но не изучается за неимением средств.
7
На русском языке имеются следующие соч. Папюса: Первоначальные сведения по Оккультизму. СПб., 1904; Философия Оккультизма, или Оккультизм и Спиритуализм. СПб., 1908; Каббала. СПб., 1910, и др.
8
Прежде всего Бог потенциально существует в неизреченном единстве, это первое лицо Троицы – Бог-Отец. Затем Он проявляется Самому Себе, создавая целый постигаемый мир; Он противопоставляется Самому Себе как мировой разум это второе лицо Троицы – Бог-Сын. Наконец, Он действует и творит. Его воля проявляется, и Его мысль осуществляется вне Его, это третье лицо Троицы, или Святой Дух. Бог, вечно проходящий эти три состояния, являет нам подобие круга, центр которого везде и окружность нигде
(R. Fludd. – «Philosoph. mor.», отд. I, кн. И, гл. IV.).
9
Человек являет в самом себе целый мир, называемый Микрокосмом, ибо он представляет собой сокращенную модель Вселенной: так, его голова соответствует эмпирею, грудь – среднему, или эфирному, небу, a живот – элементарной природе (R. Fludd. XVI век).
10
Природа управляет нашим рождением, она дает нам отца и мать, братьев и сестер, все родственные отношения, место на земле и, наконец, общественное положение. Все это не зависит от нас, все это для профана дело случая, для философа же пифагорейца – это есть неизбежное и непреодолимое следствие предшествовавших событий, иначе называемых «судьбой» или «неизбежностью». Этой подневольной природе Пифагор противопоставляет другую, свободную Природу, которая, пользуясь первой как материалом, может вырабатывать из нее добро или зло по своему усмотрению. Эта вторая природа называлась силой или волей, она считалась руководителем человеческой жизни, определяя его поведение относительно элементов первой природы. Неизбежность и воля были, согласно учению Пифагора, двумя противоположными началами, управляющими подлунным миром – местопребыванием человека. Оба эти начала получают свою силу от высшей сущности, которую древние называют Немезидой – основным решением, и которую мы называем Провидением (F. d'Olivet «Vers d'ores», 5-й стих, 1825 г.). Дальнейшие подробности см. Папюс. Первоначальные сведения по Оккультизму. СПб., 1911.
11
К суррогатам кофе принадлежит «Орех Кала», представляющий отличное возбудительное для лиц, не страдающих расстройством нервов и пороком сердца. Он употребляется жареный и молотый, как кофе. Достаточно чайную ложку заварить в полчашке кипятка, чтобы освежить часа на два уставшую голову. к этому же разряду принадлежит и «Парагвайский чай».
12
Гашиш. Восточные народы означают этим именем жирный экстракт из индийской конопли (cannabis indica), причем употребляется в дело все растение с цветущими вершинками. в результате специальной обработки его получается жирное вещество вроде мази. Та же конопля, приготовляемая для курения в виде табака, называется киф (Kief). Курение кифа, а еще больше прием гашиша в чистом виде, в форме катышка, или в смеси с финиковым вареньем, – вызывает особого рода опьянение, имеющее характер видений с того света и принимаемое многими чувственно-мистическими натурами за предвкушение райского блаженства святых. Стоит прочесть «Искусственный рай» Бодлера, изложение которого, при всей своей поэтичности, далеко превосходит обычные ученые трактаты как по богатству и поучительности содержания, так и по строгой точности. Просто удивляешься мудрому анализу Бодлера, сумевшего разобраться в психическом действии этого странного снадобья, главное свойство которого состоит в преувеличении чувства радости и обострении чувства печали, доводя до крайних пределов интенсивность чувства, занимающего душу в данный момент. Впрочем, преувеличение тягостных чувств наблюдается лишь при опытах, производимых неумело, несвоевременно или без должной подготовки. Напротив, гашиш, примененный с должным разумением, исцеляет раны и язвы души. Для достижения этого результата достаточно сосредоточить во время опыта свою волю в данном направлении, и эта самая воля, обессиленная или по крайней мере притупленная в области физической деятельности, оказывается всемогущей в сфере внутренней виртуальной деятельности человека. Но во всяком случае, если экспериментатор окажется малодушным трусом, то единственным действием гашиша будет обострение его страха до степени безумного кошмара; обыкновенно это сопровождается склонностью к самоубийству, ибо в одной лишь смерти можно найти в этом случае убежище от страха умереть. Гашиш – это могущественный осуществитель скрытых идей и склонностей, через него бессознательное проявляется пред изумленным сознанием, и душа, отражаясь в самой себе, как бы в зеркале, является положительным откровением для самой себя. Таким образом, человек знакомится с живущим внутри его другом, о существовании которого он и не подозревал даже; человек разговаривает со своим ангелом-хранителем или, если хотите, с тем коварным демоном, толкающим его на погибель, которого каждый носит в своем сердце. Ранее грехопадения прародителей универсальный человек (Адам-Кадмон) обладал квазибожественной способностью объективировать свои идеи: он «думал существа» (мыслью творил материю), «грезя творил». Экспериментирующему с гашишем кажется, что это вещество возвращает человеку на час эту дивную способность – без труда экстеоретизировать все существующее в его воображении. Ему кажется, что он снова получил способность «творческого слова», которую имел до грехопадения.
Итак, благодаря свойствам гашиша человек обходит, как ему это по крайней мере кажется, приговор, произнесенный против него в лице Евы (Аиши), – его способности воления: «Я приумножу препятствия к созиданию тобой чего бы то ни было, и лишь ценой усилий будут тебе доставаться все твои произведения». Это те самые слова, которые «безбожная Библия» произносит: «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезнях будешь рождать детей» (Бытие, гл. III, стих 16). Гашиш всегда благоприятствует выходу астрального тела и иногда даже один определяет это явление. Индийская конопля есть первоклассное магическое растение (Chaita. «Temple de Satan»).
13
Термин телепсихия принят здесь взамен употребленного автором слова телепатия ввиду однообразия с ранее установленным. Телепсихия – это психическая телеграфия, передача мыслей на расстоянии, тогда как телепатия – явление призрака или астрального тела живых людей. «Это способность человеческого духа выделять при помощи сильной воли астральное тело и направлять его в данное место по желанию».
Элементарные телепатические опыты заключаются в соглашении двух лиц: одного, которое усилием воли (иногда при помощи гашиша или другого вспомогательного средства) выделяет свое астральное тело для того, чтобы сделать его видимым другому, и другого – напрягающего свое воображение, чтобы увидеть в условленное заранее время это астральное тело (собственно «эфирный двойник», см. Лидбитер. Астральный план) первого лица, находящегося на расстоянии, недоступном обыкновенному зрению.
14
Основной закон вещественного мира заключается в том, что сущности могут проявляться только в адекватной форме, служащей для них оболочкой и условием проявления: отсюда следует, что волевая сущность человека, чтобы проявить творчество вне своей телесной тюрьмы, должна опираться на знак, соответствующий по аналогии высказанному желанию.
15
Магнетизм был известен в глубокой древности. в Средние века он был достоянием небольшого числа лиц, а со времени Месмера нашел широкое применение у целого ряда магнетизеров, среди которых во многом способствовали научному обоснованию этого важного отдела следующие лица: Пюисегюр, Делез, Дюпоте, Лафонтен и многие другие.
Общие положения магнетизма высказаны значительно раньше появления афоризмов Месмера медиком Карла II Максвеллом. Им составлена книга, носящая заглавие «De medicina magnetica libri tres, in quibus tarn theoria quam Praxis continetur. Franctori, 1679».
Лицам, интересующимся историей и практикой магнетизма, рекомендуется прочесть: «Traite experimental de magnetisme» par H. Durville. Paris, 1904. На русском языке имеется только одно, но очень хорошее руководство для лечения магнетизмом: Гр. Шапари. Руководство к магнетотерапии. СПб., 1860.
16
Седир. Магические Зеркала. Вязьма. 1907. Перевод A. B. Трояновского.
17
На русском языке: Запрягаев. Курс Практической Астрологии. Вязьма, 1908.
18
С этим мнением нельзя согласиться потому, что Церемониальная Магия при вызываниях имеет дело исключительно с разумными существами, в большинстве случаев астрального мира (силами), а иногда – небесного плана (могуществами).