Познание истины - стр. 12
Любящий человек открывает очи свои на белый свет и видит, как прекрасно все то, что лежит на «поверхности». Например, он стоит на берегу океана и наслждается полетом чаек потому, что он любит чаек. Он приносит хлеб и кормит их. Далее, он видит океан, его бушующие волны, влюбляется в них и наслаждается ими. Где-то вдали кто-то плывет на «одиноком» парусе, что придает общей панораме особую прелесть. Человек, наблюдающий за всем этим, получает еще большее наслаждение, ибо он любит этого «кто-то». Каждый штрих общей панорамы придает наслаждению человека все более и более новые тончайшие оттенки потому, что он любит все эти штрихи. Таким образом, визуальное зрение и любовь к тому, что он видит непосредственно своими глазами, делает человека в какой-то степени счастливым. Слепым и черствым людям эта форма счастья недоступна.
Далее, человек испытывает секс не как чисто физическое (животное) удовольствие. У него на почве секса возникает духовная потребность к красивой и взаимной супружеской любви. Человек чахнет без любви так же, как цветы вянут без солнца.
Однако здоровье, сытость, секс и зрение являются не единственными, что может доставить человеку удовольствие. Возникает вопрос: нельзя ли увидеть то, что скрыто от простого глаза и лежит в глубине бытия? К счастью, Бог наградил человека умом, при помощи которого мы можем проникнуть вглубь бытия и увидеть то, что невозможно увидеть непосредственно глазами.
И если неосознанное удовольствие, доставляемое материальными ценностями, представляет собой, по выражению Буффле, всего навсего «счастье глупцов», то проникновение умом в глубины бытия представляет собой счастье, доставляющее «удовольствие мудрецам». В самом деле, изучая науки и проникая все глубже и глубже в суть бытия, человек обнаруживает такие прелести, с которыми не сравняются никакие бриллианты. Любовь к этим «незримым» прелестям и наслаждение, получаемое от них, стоят на порядок выше, чем любовь к «зримым» объектам, лежащим на «поверхности».
Тогда я задаю вопрос: не есть ли счастье то удовольствие, которое испытывает человек, познавая суть бытия на высоких ступенях своего развития? В то же время, возможно ли счастье такого человека, если его окружают невежественные люди, которые стремятся властвовать над единственным «инакомыслящим» человеком, живущим среди них? Ведь не зря говорится в русской пословице: «С волками жить – по волчьи выть».
Отдельный человек, даже познавший такого рода истину глубоко, не может существенно увеличить продолжительность своей жизни и стать счастливым, если он живет в окружении невежд, плюющих ему в душу и сокращающих ему жизнь.