Пояснения к Таинствам Православной Церкви - стр. 6
(Прем. 2, 23–24).
Как же вошла в мир смерть? Как человек и животные лишились нетления и стали тленными?
Падение человека и лишение природы нетленности
Бог создал человека со свободной волей. Человек мог подчиниться воле Создателя, поступить так, как Он заповедал, но мог поступить и наперекор сему. Бог дал человеку заповедь (не вкушать запретных плодов) для утверждения его души в повиновении, но человек добровольно отпал от Бога, нарушив ее. Он мог нарушить ее, мог и не нарушить. Не предвидение Божие определило волю человека, который пал, а, наоборот, падение человека было предвидено Богом, Которым было предусмотрено и восстановление наше через Сына Своего еще прежде сложения мира.
Подобным этому является и наше теперешнее состояние в том смысле, что каждый из нас может спастись и каждый может погибнуть, если отвергнет руку спасения, которую дает ему Бог. Бог никому не хочет погибели, но хочет и желает для каждого из нас спасения, так говорит пророк (Иез. 18, 32). Но, несмотря на то, что от каждого из нас зависит – принять или не принять спасение, данное Богом, Господь Бог несомненно знает того, кто примет и кто отвергнет это спасение. Так опытный шахматист, глядя на игру других, часто сразу может предвидеть исход этой игры. Однако не от его предвидения происходит выигрыш или проигрыш, а от внимания и рассудительности или умения играющего.
Послушаем святого Симеона Нового Богослова. «Первозданный Адам (первый человек, сотворенный Богом), будучи в раю, впал, по внушению змия, в гордость и, возмечтав быть богом, как сказал ему диавол, вкусил от (плода) древа, от которого Бог повелел ему не есть. За это предан он великим карам – тлению и смерти для смирения гордыни его… Адам согрешил великим грехом, потому что словам Бога не поверил, а словам змия поверил. Сравни Бога и змия, и увидишь, как велик был грех премудрого Адама».
Адам, вкусив, тотчас познал наготу свою, то есть почувствовал себя лишенным благодати Божией. «Так душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после умер и телом, ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отделение от нее Святого Духа, Которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог, чтоб он жил подобно Ангелам Божиим, кои, будучи всегда просвещаемы Духом Святым, пребывают неподвижными на зло. По этой потом причине и весь род человеческий соделался таким, каким стал чрез падение праотец Адам, – смертным, то есть смертным по душе и по телу. Как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и, когда от души отделяется Дух Святый, душа умирает».