Размер шрифта
-
+

Повести и рассказы

1

«Бог из машины» (лат.) – механическая благополучная развязка драматического конфликта.

2

Начало духовного стиха «Плач Иосифа и быль»:

Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известна и печаль моя.
(Бессонов П. Калики перехожие. Ч. I. M., 1861. С. 187.)

3

Скоктание – «щекотание», чувственные ласки и вызываемая ими похоть.

4

Смертельные прыжки (лат.).

5

«Радуйся, высота, недосягаемая для мыслей человеческих; радуйся, глубина, непроницаемая и для ангельских очей» (церк. – сл.). «Высота, неудобовосходимая человеческими помыслами» – метафора Небес, «глубина, неудобозримая и ангельскима очима» – метафора земли.

6

«Радуйся, дерево с прекрасными плодами, от которого питаются верные; радуйся, дерево с тенистою листвою, под которым укрываются многие» (церк. – сл.). В греческом тексте акафиста: «дендрон» и «ксюлон». В первом случае возникает аллюзия древа, приносящего добрые плоды (см.: Мф. 7: 17). Второй термин в Библии встречается для обозначения райского древа жизни (см.: Быт. 2: 9; Откр. 2: 7, 22: 2) и Крестного древа, на котором был распят Христос (см.: Деян. 5: 30, 10: 39,13: 29; 1 Пет. 2: 24; Гал. 3: 13) и которое стало новым древом жизни – вечной жизни по Воскресении.

7

Светильник, подающий свет пребывающим [во тьме неведения] (церк. – сл.).

8

Лилия райского произрастания (церк. – сл.).

Страница notes