Потерянные поколения. История детских и молодежных организаций СССР - стр. 11
Скаутские эмблемы разных организаций могут существенно отличаться. Но все они имеют обязательный элемент – трёхлепестковую лилию.
Скауты во всем мире пожимали руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл во время военной службы в Африке позаимствовал этот обычай у африканских племен. Во время приветствия копье, которое держали в правой руке, втыкали в землю, а щит перекладывали из левой руки в правую, показывая таким образом, что ты доверяешь человеку, с которым ты здороваешься.
Важным элементом символики скаутов, перешедшей в советскую пионерию, был костер. Костер символизировал как жизнь разведчика, так и его миссию в жизни. Разрывом с российской воинской традицией можно считать отсутствие праздников дружин, на манер полковых праздников в армии. В гражданской структуре они были лишними.
Оценивая деятельность скаутов в период императорской России необходимо отметить то, что потенциал скаутов был раскрыт в совершенно незначительной степени. Связано это было с косностью мышления императорского правительства и полного не понимания необходимости сотрудничества с обществом. Император и его окружение исходили из того, что все его поданные по определению патриоты послушные воле правителя земли Русской. Даже Первая русская революция не внесла прагматизма в мышление российского истеблишмента, который продолжал воспринимать страну крестьянской, монархической и православной. В этих условиях любая форма самоорганизации общества воспринималась негативно. Действительно, зачем воспитывать патриотизм, если каждый поданный законопослушен с рождения, только потому, что рожден в Российской империи: а вот попытка создания организации по всей стране, да еще военизированной, тратящей время не на балы и банкеты, а на хождение по лесам было подозрительно. Так же была подозрительна любая общественная активность. То, что русский генералитет не рассмотрел в скаутской организации платформу для создания системы допризывной подготовки в этом нет ничего удивительно. В конце концов, российские военные в значительной степени отставали от военных новаций. Но то, что российская элита не увидела в скаутских организациях реального и эффективного противовеса леворадикальным и революционным группировка это более чем удивительно. Безусловно, скауты были правоконсервативной организацией, но не монархической по духу. Созданные как один из институтов оформлявшегося гражданского общества они ориентировались на общегражданские ценности, своей социальной группы – среднего класса. Вряд ли скаутские организации стали бы защитниками монархии, которая существовала в России в достаточно архаической форме (речь скорее о восприятии монархии, хотя июльская монархия и была фактически ограниченной, но инерция мышления и косное политическое сознание элиты, все еще мыслило ее как абсолютную). Скауты были продуктом буржуазной среды и порождением среднего класса. Именно в такой форме они были созданы в Великобритании и США и в такой форме пришли в Россию. Если бы не политическая близорукость российского правительства, то скауты могли бы не только стать всероссийской молодежной организацией, но и стать противовесом левым пропагандистам и радикалам.