Размер шрифта
-
+

Посмертные приключения. Что может случиться с вашим телом после смерти? - стр. 2

Пожалуй, самая известная сегодня египетская мумия – найденное в 1922 году археологом Говардом Картером забальзамированное тело фараона из XVIII династии Нового царства Тутанхамона. А в 2016 году сотрудниками Музея Фицуильяма Кембриджского университета была обнаружена самая «юная» на настоящий момент мумия – человеческий эмбрион возрастом 16–18 недель. Череп и тазовые кости не сохранились, но при помощи компьютерной томографии удалось определить кости рук, ног и пальцы. На протяжении более ста лет (артефакт был найден еще в 1907 году) ученые полагали, что в саркофаге лежат забальзамированные внутренности. Кстати, мумифицированные человеческие зародыши находили и ранее – в гробнице Тутанхамона. Найденные эмбрионы возрастом 25–37 недель предположительно дочери-близнецы правителя Древнего Египта.


Что приходит на ум, когда вы слышите слова «мумия» или «мощи»?

Появление услуги бальзамирования в 60-х годах XIX века в Америке напрямую связано с Гражданской войной. Масштабные сражения между Севером и Югом неминуемо влекли за собой увеличение смертности. На полях после боевых действий оставались сотни и тысячи непогребенных трупов. Новая, до этого неизвестная услуга консервации останков с помощью химикатов позволила семьям погибших солдат, которые могли организовать доставку железной дорогой, вернуть тела на родину и похоронить рядом с родственниками. Впоследствии эта процедура стала обязательной, когда речь шла о перевозке останков из одного города в другой. Отцом современного бальзамирования считается доктор Томас Холмс. Он утверждал, что в годы Гражданской войны забальзамировал не менее 4 000 покойников, с одной стороны, заработав на этом целое состояние, с другой – подарив людям возможность в последний раз увидеть сына, мужа, отца.


Самая «юная» мумия – человеческий эмбрион возрастом 16–18 недель.

К 1950-м годам кремированные тела составляли всего 3–4 % от общего количества. Большинство американских семей, следуя тогдашней похоронной моде, тратили крупные суммы на придание останкам достойного вида. Усопшие будто бы хвастались своей солидностью, лежа в гробу, который, кстати, был не из дешевых и также подчеркивал благосостояние его «владельца». Вскоре пышные похоронные процессии и покойники, напоминавшие разрезанных вдоль и поперек и накачанных формальдегидом восковых кукол, уступили место более скромным мертвецам и похоронам.

Переломным стал 1963 год, когда в свет вышла книга «Американский образ смерти»[1], в которой журналистка Джессика Митфорд попыталась открыть людям глаза на деятельность похоронных бюро. Их владельцы, считала она, в буквальном смысле обирают клиентов, навязывая им непомерно дорогие услуги, в число которых входит и уже ненужное, по сути, бальзамирование. И это было чистейшей правдой. Митфорд сильно злило, что похоронные бюро наживаются на человеческом горе. И она восстала против забальзамированных, отретушированных, нарумяненных мертвецов и роскошных погребальных ритуалов, которые к 1960-м годам стали нормой в Америке.

Страница 2