Послушание Сталина. Кто Вы, товарищ Сталин. - стр. 54
Из этого само собой вытекает и название главы «Сталинский социализм, как Самодержавие нового типа». Почему самодержавие и почему нового типа? Такой вопрос может возникнуть у читателя. Постараемся ответить на него…
Что представляло собой Самодержавие в России при династии Рюриковичей? На фактах прошлого мы не можем не отметить постоянное, поступательное развитие Самодержавной идеи от царствования к царствованию. И не можем не заметить нарастания сопротивления «аристократических элементов», выступающих против смягчения эксплуатации, против наступления Русских Царей на рабовладельческие порядки.
Православная Самодержавная мысль не замирала на месте. Лев Тихомиров по этому поводу писал:
«Управительные учреждения Московской монархии слагались в тесной связи с народным социальным строем. По самому типу своему Верховная власть принимала под своё покровительство всех подданных, никому принципиально не отказывала в доверии, и всех готова была признать, как более или менее годную служебную для своих «государевых дел» силу».
Мы можем убедиться в милосердии Верховной власти на примерах из царствования Иоанна Грозного, когда Царь, принимая обряд венчания на Царство и Миропомазания на Царство, прощал даже врагов Самодержавия в надежде, что милосердие умиротворит их и исправит их души. И не вина Верховной власти в том, что не всегда это милосердие доходило до сознания «аристократических элементов», во всяком случае, той части, которая не знала и не хотела знать ничего, кроме своекорыстного «многомятежного человеческого хотения».
Другое дело народные массы. Русские Самодержцы стремились по мере возможностей опираться на трудовой народ. Развитие Царской власти, по мнению Л.А. Тихомирова, не душило народного самоуправления, но ободряло и развивало его.
«Отсюда и вышло, – отмечал мыслитель, – что общий тип управительных учреждений Московского государства, несмотря на массу частных недостатков, происходивших от младенчески невежественного состояния собственно юридических знаний, складывался в нечто очень жизненное, в полном смысле идеальное, к сожалению, не только оставшееся неразвившимся, но впоследствии, по неблагоприятным обстоятельствам, даже захиревшее».
Одним словом, теория и практика Самодержавной власти переживала периоды постоянных подъёмов и резких падений.
Почему же Бог попускал падения? Видимо, лишь таким путём можно было добиться понимания народными массами важности укрепления Самодержавной власти, подлинной заступницы слоёв народа, угнетаемых «аристократическими элементами».