Размер шрифта
-
+

Послания из далекого прошлого - стр. 23

Работая со своими пациентами в качестве психиатра, Юнг одним из первых пришел к пониманию того, что тесные рамки материалистической психологии начала ХХ века не дают возможности разобраться в сложных причинах психических расстройств и оказать пациентам полноценную психотерапевтическую помощь. Поэтому он осознал, что необходимо преодолеть эти ограничения посредством изучения религиозного опыта, мифологии, истории, философии и религии. Он заложил основы аналитической психологии, которая, в свою очередь, стала толчком для развития целого ряда новых психологических – и не только психологических – школ и направлений.

Это послужило причиной его разрыва с «отцом современной психологии» З.Фрейдом. Но идеи Юнга стали достоянием широкой общественности лишь в 60-хх гг. прошлого века, спустя много лет после смерти основателя психоанализа, и когда ситуация в мире во многом изменилась. Эпоха холодной войны заканчивалась, и мир стоял на пороге новых вызовов.

Современником Юнга был итальянский психолог Роберто Ассаджиоли, основавший новую школу в психологии – психосинтез. Его идеи получили известность в 60-х гг. прошлого века, одновременно с идеями Юнга.

Как Юнга, так и Ассаджиоли, можно назвать также и первыми психологами-эзотериками, потому что они в своих работах опирались на древние учения о бессмертии души, карме и реинкарнации, использовали эзотерическую модель человека как макрокосм-микрокосм и учение о чарках.

В Европе эзотерические (или оккультные) науки – астрология, хирология и другие знания – в прежние времена были доступны лишь избранным – например, масонам и некоторым тайным рыцарским орденам. Юнг был одним из первых, который обратился к эзотерике, пытаясь соединить восточное религиозно-мистическое мировоззрение с рациональной западной наукой и построив на этой основе свою собственную философскую концепцию и лечебную практику.

Юнг, однако, был сильно скован тесными рамками существующей научной парадигмы – что чувствуется по его работам – он стремился оставаться ученым, хотя космическое сознание устремляло его вперед.

Тем не менее, сам того не подозревая, однако, Юнг стал крестным отцом для многих новых направлений в науке, психологии и других дисциплинах. Например, он заложил основу астропсихологии – науки, изучающей влияние небесных светил на психику и личность человека.

Основателями этой дисциплины можно считать также Дейна Радьяра и Бруно Хубера. Оба этих ученых в своих теориях опираются на идеи Юнга. Он повлиял также и на идеи основателей трансперсональной психологии – Станислава Грофа, Кена Уилбера, и в некоторой степени, А. Маслоу. Наконец, на основе учения Юнга о психологических типах, которое стало очень популярным, возникла наука соционика, которая, правда, просуществовала недолго.

Страница 23