Послание в будущее - стр. 20
– Всегда рада помочь.
– Я так растерялся, когда за ним пришла медсестра… Даже имя не спросил!
Тамара ответила:
– Если хорошо поищем, уверена, мы его найдем. В музее Коменского о нем должны знать. Он же известный комениолог.
– Да, так и сделаем.
– Если честно, меня старичок разочаровал.
– Чем же?
– Он сказал, что современная школа создана Коменским, а сегодня большинство детей не хотят идти в школу. Среди них и наша внучка. Получается, это вина Коменского что ли?
Я ответил:
– Ну, возможно, что так.
– Наконец, непонятно, он учитель или священник?
– Учитель, ученый и епископ протестантской секты в одном лице.
– Какая это секта?
– Они искали спасение.
– Спасение чего?
– Спасение души от грехов и соблазнов. Тогда, в средние века, все очень заботились о спасении души.
– Как же они хотели спасать души?
Я ответил:
– Расскажу, что знаю. Они верили, что душа обычного человека спасется через душу Христа, а тело обычного человека спасется через тело Христа. Потому и называют Христа спасителем.
– Ну, да, – сказала Тамара, – так оно и есть.
– Так, вот, для спасения человеку нужно единение с Христом, а это возможно через семь таинств.
– Давай вспомним все. Сначала крещение, потом венчание, потом покаяние… Что еще?
– Миропомазание, которое называют еще конфирмацией; потом рукоположение, то есть посвящение в священно–служители; есть еще елеосвящение больных, когда наносят капли масла на тело; и, наконец, возможно самое главное – это причастие, когда мы приобщаемся к Христу через хлеб, как символ его тела и вино, как символ его крови.
– Это самое главное таинство?
– В секте Коменского его считали важнейшим. Хлеб и вино дает нам священник, и тогда в нас входит частица Христа, и мы получаем Его благодать. Конечно, нужна еще живая вера и искренняя любовь к Богу, иначе таинства бесполезны. Во времена Коменского говорили, что «Отче наш» не спасет, если давать волю своим телесным похотям, делая стыдные дела с грешниками.
– Правильно.
– Так, вот, с одной стороны, они искали спасение души, с другой, видели плохих священников римской церкви, которые ссорились между собой, и даже сам папа совершал нехристианские дела. Естественно, что они разочаровались и не хотели принимать таинства от таких священников.
– Что конкретно их возмущало?
– В первую очередь то, что папа римский сам стал феодалом, захватил земли, сокровища и держал в своем повиновении королей и императоров, священники купались в роскоши. Папа Бонифаций Восьмой выступал перед народом в императорском обличии и надменно говорил: «Я сам император».
– Получается, у них был свой бизнес?