Португалия - стр. 26
Выше по течению реки, но в еще более широком месте, в 1998 году завершилось строительство еще одного моста, который тоже, вне сомнения, входит в число достопримечательностей португальской столицы. Носящий имя великого морехода Васко да Гамы, он был сооружен к открытию Всемирной выставки Экспо-1998 в Лиссабоне. Его общая протяженность 17 185 м, а длина центрального пролета, висящего на металлических канатах, – 420 м. До сооружения моста между Копенгагеном и Мальме он был самым длинным в Европе. Рекорды были побиты и по темпам возведения – мост строили всего 18 месяцев! На его сооружение ушло 730 тыс. кубометров бетона, а запас прочности у него таков, что он способен выдержать землетрясение – в четыре раза сильнее того, что произошло в Лиссабоне в 1755 году.
Стоить назвать и несколько других достопримечательностей города. Самый крупный художественный музей страны – Музей Фонда Калуста Гульбенкяна (Avenida de Berna, 45 A). Его здание построено в соответствии с самыми современными представлениями о музейном дизайне и прекрасно гармонирует с окружающим парком. В постоянной экспозиции находятся прекрасные произведения искусства Древнего Египта и Месопотамии, Персии, Турции, Сирии, Армении, Индии и Дальнего Востока. Есть коллекции европейской (фламандская, английская, французская, английская и итальянская) живописи и скульптуры (XVIII–XIX). Представлено также декоративное и прикладное искусство с XI по середину XX века (прежде всего, периода Возрождения, французская мебель времен Людовика XV и Людовика XVI, уникальная коллекция ювелирных изделий Рене Лалика).
Мост 25 Апреля – гигантское творение эпохи правления Салазара
Калуст Гульбенкян, бизнесмен и меценат
Калуст Гульбенкян (1869–1955), армянин родом из Турции, проявил страсть к коллекционированию еще в детском возрасте, когда вместо сладостей купил на стамбульском базаре старинную монету. Отец тогда сказал ему: «Будешь так тратить деньги, закончишь свои дни в канаве». Благодаря связям и хорошим знаниям региона он смог нажить внушительное состояние, участвуя в качестве посредника в крупных сделках, связанных с добычей нефти, а в 1928 году стал владельцем 5 процентов акций в нескольких крупнейших нефтяных компаниях, переведя в них активы собственной «Ирак Петролеум Компани». Тем самым он завоевал себе прозвище «Господин Пять процентов». Его 5 процентов приносили ему, однако, 5 млн фунтов стерлингов в год. Когда он умер, его состояние оценивалось в 150 млн фунтов стерлингов.
Благодаря своему богатству Гульбенкян смог собрать превосходную коллекцию произведений искусства. Его художественное собрание включало произведения Рембрандта, Рейнольдса, Гейнсборо и Фрагонара, скульптуру Дианы работы Гудона, заказанную для Екатерины II, стол Марии-Антуанетты, коллекцию греческих золотых монет, древние рукописи, ценнейшие произведения искусства Древнего Египта, персидские ковры и многое другое. В одном из каталогов говорилось: «У Гварди, Буше и Фрагонара нет лучших работ, чем те, что представлены в коллекции Гульбенкяна». До Второй мировой войны коллекция картин Гульбенкяна считалась лучшим частным собранием в мире. Он через подставных лиц покупал на аукционах великолепные ювелирные изделия, скульптуры и картины. Его иногда обвиняют в том, что он покупал и ценнейшие произведения искусства из «Эрмитажа», которые в 1920-х годах тайно продавали советские власти. На самом же деле, узнав, что предлагаемые ему произведения происходят из фондов ленинградского музея, он отказался от дальнейших сделок. Во время Второй мировой войны он переехал в нейтральную Португалию, и после своей смерти в 1955 году завещал свои капиталы и богатейшие коллекции португальскому народу в виде благотворительного фонда. Фонд в настоящее время спонсирует многие культурные начинания, имеет собственный оркестр, библиотеки, балетную труппу концертные залы.