Размер шрифта
-
+

Пора учиться любви, или Как воспитать Homo amoris - стр. 5

– Передача своего генетического кода потомству и зачатие наследства. Забота о потомстве, о росте и выживании потомства. Борьба с врагами.

Человек, например, активно живет до тех пор, пока способен к деторождению и пока его организм может эволюционировать.

– Физическая смерть организма – это разложение его клеток на первичные химические элементы.


Постулаты и закон живой жизни в формулировке академика В. И. Вернадского:

Первый постулат Вернадского: «жизнь вечна на Земле. Раз зародившись, жизнь не прекращалась ни на йоту времени в геологической истории планеты, невзирая на великое множество губительных катастроф и деструктивных катаклизмов, изобиловавших в этой истории…»

Второй постулат Вернадского: «„благоприятные для жизни природные условия“ были созданы и создаются самой жизнью».

Третий постулат Вернадского – закон живой жизни в формулировке самого В. И. Вернадского: «Жизнь создает в окружающей ее среде условия, благоприятные для своего существования».

«В сугубо научной плоскости закон живой жизни означает: (1) Эволюция, если называть так органическую часть всеобщего развития, проходит под эгидой жизни и является функцией внутренней активности живого вещества, т. е. не жизнь открывается как результат эволюции, а эволюция суть последствие жизни. (2) Не жизнь приспособляется к внешним условиям, а внешние условия приспосабливаются жизнью для своих потребностей. Таковы главные следствия закона живой жизни Вернадского» [Грузман Г. Загубленные гении России. – М., 2018].


Имеет ли жизнь какую-то цель? Имеет ли цель развитие человечества?

Телеология – учение о цели и целесообразности – считает, что не только действия человека, но и ход развития истории, и природные эволюционные процессы направлены к определенной цели. Христианская телеология утверждает, что Бог – единственная и высшая конечная цель всего сущего. Однако не все с этим согласны.

Были предложены и другие идеи. Так, еще Гераклит сравнивал мировое начало, Логос, то есть Разум, с играющим ребенком («царство [над миром] принадлежит ребенку»), что само по себе предполагает неопределенность целей. И поскольку мир изменчив, в нем «всё течет», то в каждый данный момент всё живое саморазвивается и может иметь свою цель в самом себе, но не в мире за его пределами. А современный ученый-генетик Ли Сильвер предлагает такую гипотезу: свободная эволюция не направлена к какой-то цели и не обязательно связана с прогрессом – она всего лишь ответ на изменения среды. И каков бы ни был результат, достигнутый в ходе эволюционного приспособления, он не обязательно будет хорошим, – утверждает философ Фрэнсис Фукуяма.

Страница 5