Пора учиться любви, или Как воспитать Homo amoris - стр. 15
Однако при этом возникают новые проблемы. «Самым важным для экономики XXI века может стать вопрос о том, что же делать с… бесполезными людьми. Чем будут заниматься человеческие существа с высокоразвитым сознанием, когда не обладающие сознанием сверхумные алгоритмы почти все станут делать лучше?.. Чем же мы займемся, когда алгоритмы будут учить, лечить и создавать сайты лучше, чем мы?» [Харари Ю. Н. Указ. соч., с. 372].
Неизбежно возникнет, кроме того, еще одна важная социальная проблема. По мере вытеснения алгоритмами людей с рынка труда богатство и власть будут концентрироваться в руках тонкого слоя элиты – владельцев всемогущих алгоритмов. Социальное и политическое неравенство достигнет небывалого уровня. Но если на смену миллионам водителей придет один алгоритм, то все доходы и влияние достанутся корпорации, владеющей алгоритмом и нескольким миллиардерам, владеющим корпорацией.
И тогда встает вопрос вопросов: все ли функции homo sapiens можно оцифровать, алгоритмизировать? Харари справедливо отмечает: нет – не все. Некоторые индивиды настолько нестандартны и креативны, что их нельзя будет ни заменить, ни расшифровать. Они-то и образуют малочисленную привилегированную элиту усовершенствованных людей. Эти сверхлюди будут обладать беспрецедентным мыслительным потенциалом, что позволит им принимать многие важные решений. Они будут предоставлять системе важнейшие услуги, в то время как система не сможет ни понимать их, ни управлять ими. Однако подавляющее большинство людей не будут усовершенствованы и, следовательно, станут низшей кастой, подчиненной как компьютерным алгоритмам, так и новым сверхлюдям.
Спасительные проекты человечества XX века – борьба с голодом, эпидемиями и войнами – ставили своей целью гарантировать универсальную норму благосостояния, здоровья и мира для всех без исключения. «Проекты XXI века – обретение бессмертия, счастья и божественности также предполагают облагодетельствование человечества в целом. Но поскольку эти проекты нацелены на то, чтобы превзойти норму, а не сохранить и гарантировать ее, они смогут привести к созданию новой касты сверхлюдей, которая откажется от своих либеральных корней и будет обращаться с обычными людьми не лучше, чем европейцы XIX века с африканцами» [Харари Ю. Н. Указ. соч., с. 406, 409].
Вот таким видит будущее человечества известный израильский ученый Юваль Ной Харари (который деликатно просит воспринимать свои предсказания не как пророчества, а как вероятности). Его суждения выглядят на первый взгляд убедительно. Ученый настойчиво проводит мысль о том, что человеку трудно, или даже невозможно, свернуть с магистрального пути, ведущего в компьютерный рай и одновременно закрепляющего невиданное социальное неравенство (с фантастическим могуществом высших каст и полной утратой своей идентичности и превращением в рабов или исчезновением в небытии миллиардов представителей низших каст). То же, между прочим, проповедуют и представители мировой капиталистической верхушки, которые мечтают о будущей власти, не демократической и даже не автократической, а магической; то же преподносится широким массам в литературных произведениях жанра фэнтези, вроде упомянутого романа Дэна Брауна, и фильмах типа «Гарри Поттер». Получается, что альтернативы описанным сценариям развития человечества – нет. Но так ли это?