Популярная риторика - стр. 2
Аристотель считал риторику прежде всего искусством убеждения, «способностью находить возможные методы убеждения относительно каждого данного предмета» и «общими принципами ведения спора». Искусство спора, так же как и первые школы риторики, появилось именно в Древней Греции. Древнегреческие софисты обучали желающих искусству полемики, целью которой было не раскрытие истины, а доказательство своей правоты любой ценой. Такие приемы и приводили к сознательному использованию ложных положений и умозаключений – софизмов.
Аристотель, Сократ и его ученик Платон критиковали софистов, обвиняя их в безнравственности. К сожалению, сам Сократ не оставил после себя письменных трудов, но его идеи развил Платон: он считал, что доказать истину человеку можно лишь с учетом его психологических особенностей. Аристотель разграничил факты и способы их преподнесения. Данное разграничение подтверждает, что риторика является искусством, которое неразделимо с природным даром красноречия. В то же время она является наукой, которую может изучить каждый.
В развитие риторики внесли значительный вклад ораторы Древнего Рима: Цицерон, Квинтилиан и другие. Законами и правилами ораторского искусства, которые были сформулированы ими, мы пользуемся и сегодня.
В эпоху поздней античности риторика становится учебной дисциплиной. Она подразделяется на общую и частную риторику. Общая риторика изучает принципы построения речи в любой сфере деятельности, а частная – в общении определенного рода: например, в подготовке к конкретным выступлениям (скажем, по случаю праздника или траура, свадьбы или сводки новостей).
В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э. Выдающийся представитель этого ораторского искусства – Иоанн Златоуст. Средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам в теоретическом плане – она держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (Цицерона – на Западе) и лишь перерабатывает их, направляя преимущественно на сочинение посланий и проповедей.
Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой – духовно-нравственным просвещением, воспитанием и обучением. Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики заключается в том, что главный ее предмет – проповедь и богословская полемика.
Задача гомилетики – духовно-нравственное просвещение, воспитание и обучение.
В XVII–XIX веках постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т. п.