Размер шрифта
-
+

Популярная история медицины - стр. 53

В настоящее время кофаны занимают территории, расположенные в приграничных районах Колумбии и Эквадора. К моменту прибытия Ив Шатэна, посетившего племена в 1961 году, их численность составляла 390 человек. Индейцы проживали в сельве небольшими группами; занимались охотой, рыболовством, подобно предкам не признавая домашних животных. Изучая религиозные традиции племени, профессор обратил особое внимание на искусство народных медиков, которых кофаны называют кураками.

Знахари обладают обширными познаниями в области врачевания, особенно эффективно применяя травы. Они легко нейтрализуют действие укуса ядовитой змеи, справляются с приступами болотной лихорадки, лечат воспаления различного характера, снижают боль и жар при дизентерии. Кофаны заключают браки только с представителями своего племени, лишь изредка выбирая спутника жизни в соседнем племени. Обычай родственного супружества мало способствует повышению рождаемости, кроме того, женщины пользуются растением, провоцирующим выкидыш.


Курака племени кофанов

Исторический опыт показал, что сам по себе инцест редко ведет к физическому вырождению и вымиранию этнической группы. Основной причиной дегенерации является, как ни странно, насильственное приобщение к цивилизации. В результате народ, долгие годы существовавший в полной изоляции, получает новые заболевания, с которыми не способны справиться знахари. Самыми распространенными недугами кофанов издавна являлись туберкулез, желудочно-кишечные заболевания, корь и оспа. Если оспа более не тревожит жителей планеты, то массовые заболевания корью регулярно уносят жизни обитателей сельвы. Известно, что все попытки объединения племен не принесли успеха именно вследствие высокой заболеваемости: похоронив соплеменников, умерших во время эпидемий кори, индейцы возвращались на старые места.

Жилища кофанов имеют квадратную форму и служат пристанищем для нескольких семей. Недалеко от поселка устраивается отдельная хижина, предназначенная для женщин, которым запрещено общаться с соплеменниками в критические дни. По окончании срока, отведенного природой, женщина моется водой с ароматическими травами и еще два дня остается в хижине, хотя уже занимается домашними делами. Каждый женатый мужчина строит вторую хижину, располагая ее в сельве, на значительном расстоянии от деревни. Здесь супружеская пара изредка проводит ночи, здесь появляется на свет их ребенок. По традиции женщина рожает в одиночестве. На пятый и на десятый день молодая мать моется в ароматной воде, купает ребенка, а через восемь недель возвращается в племя. Философия одиночества определяет жизнь каждого кофана от рождения до смерти. Обряд погребения также проходит вдалеке от жилых мест. Покойника укладывают в бамбуковый гроб или старое каноэ, закапывают в землю и навсегда забывают о нем. Если умирает взрослый родич, то вся семья покидает дом.

Страница 53