Популярная христология. Т.1 - стр. 51
С чего же всё началось?
В Православной энциклопедии сказано: "Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого бpaкa. Taк думали автор Ев. Иакова, Ориген, Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский. Эта гипотеза вполне правдоподобна, но она не может быть распространена на Иакова меньшого и Иосию, поскольку они были сыновьями Марии, одной из женщин, сопровождавших Христа."
Климент Александрийский и Ориген жили в начале 3 века, и вполне возможно, что до них дошли сведения о братьях Иисуса Христа, еще не "подправленные" принятым в конкретной церковной деноминации учением. Но, к сожалению, я не нашел их работ.
На эту же тему есть высказывания и в апокрифической Книге Иосифа Плотника, но так как общепризнано, что она была создана около 400 года в Египте, то я не стану ее рассматривать как документ первоисточник.
Из вышеперечисленных книг наиболее древним (как предполагается, около 150 года) и наиболее известным в ранней Церкви является Протоевангелие Иакова.
Можно сказать, что точка отсчета, от которой начну исследование гипотезы, уже найдена. Да и чего еще желать? Документ древний (не позднее середины 2 века), к тому же был широко известен в церквях. И даже если эта книга написана не Иаковом – братом Господним (кстати, автор прямо не говорит, что он брат Господень), то все равно Протоевангелие стало основным документом, от которого пошло учение о братьях Гоподних, как сынах Иосифа от первого брака. Примем на заметку и тот факт, что эта гипотеза была популярной среди верующих на очень ранней стадии Христиантва – уже в конце второго века.
Вот что сказано в Протоевангелии Иакова: "И вот явился ангел Господень и сказал: Захария, Захария, пойди и созови вдовцов из народа, и пусть они принесут посохи, и, кому Господь явит знамение, тому она станет женою (сохраняя девичество) … И сказал жрец Иосифу: Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа. Но Иосиф возражал, говоря: у меня уже есть сыновья, и я стар, а она молода, не хочу быть посмешищем у сынов Израиля."
Итак, здесь сказано, что Иосиф был вдовцом и у него были сыновья. Такое свидетельство является хотя и косвенным, но очень весомым аргументом против гипотезы, что у Марии, кроме Иисуса Христа, были еще дети и от Иосифа – мужа Её. А если сюда прибавить еще и предположения Климента Александрийского и Оригена…
Что получилось в итоге? Найдены косвенные подтверждения гипотезы, что у Марии, Матери Господа, не было больше детей. Но также есть косвенные подтверждения и гипотезы, что у Марии, Матери Господа, были еще дети – дети от Иосифа. И при этом ни одна из гипотез не имеет прямых доказательств, чтобы можно было окончательно отбросить вторую.