Размер шрифта
-
+

Полтавская битва: 300 лет славы - стр. 25


Рати Ивана Васильевича, унявшего своих взбунтовавшихся братьев, блокировали переправы на Оке, и войско хана теперь уже Большой Орды Ахмата двинулось к литовской границе на соединение с Казимиром. Русские опередили ордынцев и раньше их заняли левый берег реки Угры, не допуская Ахмата к переправам. Четырехдневное сражение не принесло успеха Большой Орде – степняки так и не смогли переправится. Ахмат попытался переправиться в других местах, был отбит и ушел в степь в середине ноября. Как Казимир ранее не помог новгородским боярам, так не помог и Ахмату, желал ослабления обоих конкурентов. Ахмата зарезали зимой 1480 года, а через 22 года Крымское ханство уничтожило Большую Орду.


12 ноября 1480 года стало первым днем рождения независимости Московской Руси. Иван III той же зимой разгромил Ливонский орден, «плениша и пожгоша всю землю Немецкую от Юрьева до Риги». В течение двадцати лет Тверское, Рязанское княжества, Псковская республика вошли в состав московских земель. Итальянский разведчик доносил миланскому герцогу в 1486 году:

«Границы России на востоке распространяются от Татарии до Кавказа, с юга и частично с запада она граничит с Литвой, которая находится между Россией, Бельгией и Польшей. На север от России простирается большая пустынная равнина и океан».

В результате десятилетней русско-литовской войны к России вернулись двадцать городов и семьдесят волостей западно-русских земель, ранее завоеванных Литвой. Иван Третий соединил двуглавого орла из византийского герба с поражающим копьем дракона Георгием Победоносцем из Московского герба. Из своего серебра, добытого на севере, на Москве началась чеканка монет.


В новой пасхалии 1492 года митрополит Зосима впервые назвал Ивана III «государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином новому граду Константина – Москве».

Царь от латинского слова caesar, цезарь, обозначал титул римского императора и являлся высшим, после императора, монархическим титулом. Царем назывался независимый, самостоятельный государь, никому не платящий дани и никому не дающий ни в чем отчета.


Новая политическая теория о русском царстве, заступившем место византийской империи, была сформулирована в посланиях старца Филофея. «Церкви старого Рима пали неверием апполинариевой ереси, церкви второго Рима – Константинополя агаряне секирами рассекоша за то что греки предаша православную греческую веру в латынство. Московский государь единственный царь христиан, во едино царство которого сошлись все пришедшие в конец царства. Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быть».

Страница 25