Полтавская битва: 300 лет славы - стр. 22
В 1380 году начался большой карательный поход на Московское княжество золотоордынских войск эмира Мамая. Еще задолго до этого митрополит Алексий получил у великого хана Джанибека в Золотой Орде грамоту, по которой великое княжение в русских землях стало наследственным правом князей Московского Дома. Титул великого князя, как политическая традиция Киевской Руси, окончательно ушла в прошлое. На русских землях укрепился новый принцип наследственной монархии. Однако на Куликово поле пошли только рати Московского княжества. Тверь, Нижний Новгород и Великий Новгород войск на дали.
Войска Мамая и великого литовского князя Ягайло – союзника эмира – должны были встретиться на Оке в начале сентября 1380 года. Этого не произошло – дорогу литовскому войску перекрыла рать Олега Рязанского, не в первый раз помогавшему москвичам. Мамаю и его наемникам предстояло идти в битву без литовцев. Неизвестно, как бы кончилось Куликовское сражение, если бы Ягайло ударил в спину Дмитрию Московскому.
Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года. Исторические документы говорят о трехкратном превосходстве в воинах татарского войска над русским. Мамаю это не помогло. Победа на Куликовском поле знаменовала собой создание нового государства – Московской Руси. Великое княжество Литовское, стремившееся встать во главе русских земель, отошло в тень. Эта победа произвела и большое впечатление в Европе. «Набег Тахтамыша 1382 года не уменьшил этого значения Мамаева побоища: татары одолели в 1382 году только потому, что пришли «изгоном», внезапно и крадучись, а Москва их проглядела и не убереглась» – писал выдающийся российский историк начала XX века С. Платонов. Все понимали, что теперь Русь не поддастся, как прежде, нашествиям Орды, и что татарам можно действовать против Москвы только нечаянными набегами. К Дмитрию Московскому – защитнику от татар – потянулся весь русский народ.
Последний всплеск противостояния Москвы и Литвы произошел в начале XV века, когда великому литовскому князю Витовту Кейстутьевичу почти удалось создать громадное государство. Он бы и создал – Польша помешала. Тогда же Русь освободилась от вековой зависимости в церковных делах от Константинополя, отражавшейся на политической жизни Руси. Уния 1439 года на Флорентийском соборе православного константинопольского и католического западного христианства не была принята на Руси. Русские отказались от поставленного им греческого митрополита, решили отделиться от константинопольского патриарха, «который предал православие папе» и стали выбирать митрополита в Москве собором русских архиереев. Конкурировать с Москвой за высшую власть на Руси было больше некому. Политическую власть Москвы усиливала и ее экономическая мощь, увеличение торговых оборотов.