Размер шрифта
-
+

Полный курс эстрадного мастерства - стр. 7

Итак, пришло время рассказать о классификации певческих голосов.

На сегодня существует огромное количество различных классификаций певческих голосов. Другими словами, все голоса разделены на типы.

Тип голоса может быть определен по анатомическим признакам, по тембру, диапазону, подвижности, отчетливости голоса, расположению переходных нот и пр.

Но наиболее распространенной является классификация, произведенная еще в XVI столетии, основанная на диапазоне и поле вокалиста. Но тогда разделение было весьма простым – на женский и мужской вокал, однако со временем эта классификация начала разделять высокие и низкие мужские и женские голоса. А в ходе усложнения вокальных партий и расширения репертуара начали появляться и промежуточные распределения.

Итак, к нашему времени мы получили следующую, весьма полную и понятную, классификацию певческих голосов.

Мужские голоса

Бас (от итальянского «basso» – «низкий») – самый низкий из мужских певческих голосов. Отличительные особенности – густота, полнота и глубина звучания. Разновидности баса: низкий бас (диапазон – от ДО большой октавы до ДО первой октавы, самая низкая нота может быть даже СОЛЬ контроктавы), центральный бас (от МИ большой октавы до МИ первой октавы), высокий бас (от ФА большой октавы до ФА-диез, а иногда даже до ЛЯ-бемоль первой октавы).


Баритон (от древнегреческого – «низкозвучащий», или дословно «тяжелый тон») – относительно низкий мужской певческий голос, средний между басом и тенором. Отличительные особенности – большая сила, мощность и достаточно яркое звучание. Вокальный диапазон – от СОЛЬ большой до СОЛЬ, а иногда до СИ первой октавы. От низкого до высокого звучания различают бас-баритон, драматический баритон, лирико-драматический, лирический и тенор-баритон.


Тенор – самый высокий тип мужского певческого голоса. Отличительные особенности – яркость и насыщенность, особая красота звучания верхнего регистра. Вокальный диапазон – от ДО малой октавы до ДО второй октавы. Разновидности тенора (снизу вверх): драматический, лирико-драматический, лирический, тенор-альтино (достает до МИ второй октавы). Также отдельно выделяют характерный тенор (для исполнения партий комедийного характера) и героический, или вагнеровский тенор (для исполнения партий героических персонажей в оперных произведениях Вагнера).

Женские голоса

Контральто – наиболее низкий женский голос. Отличительные особенности – грудной, глубокий, бархатистый звук. Диапазон – от МИ малой октавы до ФА второй октавы.


Меццо-сопрано (от итальянского «mezzo» – середина», «soprano» – «верхний»)

Страница 7