Политология - стр. 97
Роль лидера возрастает особенно в переломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи, сформулировать перспективные направления развития. Нельзя рассматривать личность в статике. Выполнение роли лидера приводит к изменениям поведения, трансформации индивидуальных качеств человека. Детерминизм поведения лидера общественными отношениями не лишает его индивидуальности и активности.
Политическое лидерство в России
Россия относится к лидерскому типу общества. В таком обществе не развиты социальные механизмы презентации интересов, взаимодействия лидера и масс, договорные нормы, сознательно выработанные, всеми признанные и соблюдаемые. Поэтому оно весьма зависимо от личностных особенностей главы страны. Недостаток социального порядка, социальных механизмов регулирования отношений компенсируется лидерством. Традиционно все успехи и провалы связываются у россиян исключительно с мудростью верховного правителя или отсутствием таковой.
Власть у русских олицетворяет либо высший социальный авторитет, либо, напротив, анархический антиидеал, но не коррелирует с рационально организованной политической жизнью. Укорененность в народном сознании в первую очередь верховной, а не местной власти сформировала у россиян устойчивые приоритеты личности, ее духовно-нравственных качеств перед институтами власти. Яркая персонифицированность в восприятии власти, сильные харизматические интенции обусловили возведение народом многих политических лидеров в ранг политических богов, отцов.
Одновременно подобные ориентации обусловили резкие колебания в восприятии народом лидеров, которые легко переходили от обожания до ненависти и забвения, а также чувство внутренней дистанцированности масс от власти. Следствием этого явилось неуважительное, формальное отношение к государству, правовым нормам, правителю, непопулярность контроля над лидерами, элитами, властью.
В России преобладал тип традиционного и харизматического лидера. Традиционное лидерство (власть монархов) было основано на вере в святость передачи власти по наследству, верности ритуалу и привычке подчиняться. Традиционное господство в России имело форму абсолютной монархии. Воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами. Сам Бог повелел подчиняться верховной власти «не только за страх, но и за совесть».
В советский период сформировался специфический тип лидерства – вождизм. Вождь превозносится как посланник Бога, наделенный сверхъестественной силой, недостижимой ни для кого другого. Вождизм основывался на личной преданности нижестоящих лиц, групп вышестоящим, опирался не только на собственный авторитет, но и на политическую и идеологическую монополию, коллективную волю народа, широко разветвленные институты насилия. Власть вождя безгранична и бесконтрольна. В ее основе лежит политический миф о его исключительности, который поддерживается в массовом сознании. Культ вождя, ритуалы его почитания, отождествление с народом становятся элементом политической культуры, разновидностью своеобразной политической религии.