Политология - стр. 69
Влияние нравственности на политику осуществляется по ряду направлений. Это постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств ее достижения, учет в политической деятельности моральных принципов. Это соблюдение прав и свобод граждан, закона. Это недопущение в качестве средств достижения политических целей, какими бы благородными они ни казались, войны, наиболее разрушительных видов оружия (ядерного, химического, бактериологического и др.), а также методов, унижающих человеческое достоинство, и т. д.
Существуют три модели взаимодействия целей и средств: цель оправдывает средства; средства доминируют над целью (представлена в первую очередь идеологами ненасилия); соизмеримость целей и средств.
В политике важно добиваться оптимального соотношения между целями, с одной стороны, методами и средствами их достижения – с другой. Неприемлемым является принцип, согласно которому «все средства хороши, если они ведут к достижению поставленной цели». Гуманистическое прочтение формулы о соотношении целей и средств исходит из идеи единства этих важнейших компонентов человеческой деятельности. Недопустим их разрыв. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого как цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» – гласит императив И. Канта. Для реализации политических целей не применимы любые средства. От тех целей, достигнуть которые можно лишь с помощью явно антигуманных действий, следует отказаться.
Политика проникает во все сферы общества, однако это не означает, что она не имеет никаких ограничений. Границы ее распространения определяются состоянием политической сферы, типом политического режима, формой правления, политической культурой общества и т. д. В мировой социально-политической мысли существуют разные точки зрения по этому вопросу.
В тоталитарном политическом режиме ограничения политического воздействия на общество минимальны. Тоталитаризм исходит из всеобщей, тотальной политизации общества, когда политика непосредственно управляет всеми другими сферами, фактически упраздняется гражданское общество, а также автономия частной жизни. Анархические концепции отождествляют политику, всякую организованную власть с насилием, подавлением личности и стремятся заменить политику самоуправлением, добровольным объединением снизу доверху свободных, суверенных людей, сохраняющих свободу выхода из ассоциации.
Классический либерализм ограничивает сферу политики. Государство выполняет функцию «ночного сторожа», следит за охраной общественного порядка, обеспечивает личную и общественную безопасность, соблюдение прав человека, создает благоприятные условия хозяйствования и общения людей, но не вмешивается в дела гражданского общества. Суть кейнсианства – отказ от классических либеральных взглядов на капитализм как на саморегулирующееся общество. В 30-е годы XX века Д.М. Кейнс обосновал необходимость взятия правительством ответственности за благополучие социальной сферы. Это предполагало возможность вмешательства государства в экономику, сферу социального обеспечения, распределения и занятости, но без разрушения принципов рыночной экономики, без подрыва системы частного предпринимательства, нарушений прав и свобод граждан, закона.