Политология - стр. 62
3. Этический (нормативный, ценностный) подход исходит из того, что политика – это деятельность, направленная на достижение общего блага. Древнегреческий философ Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, цивилизованной формой общности, которая служит достижению «общего блага», «счастливой жизни», утверждению справедливости, всеобщего мира, согласия. В нормативных трактовках политики выражается гуманистический идеал, но они исходят из того, какой политика должна быть, а не какой она есть на самом деле. Расплывчатость понятия «общее благо» позволяет противоположным политическим силам трактовать его, исходя из своих политических интересов, целей, пристрастий, идеалов.
4. Субстанциональные определения политики выясняют основу, субстанцию этого многогранного феномена. Среди этой группы определений популярным является рассмотрение политики через власть. Н. Макиавелли определял политику как совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно ее использовать. Политика, по его мнению, есть способность элиты к достижению и эффективному использованию государственной власти. Немецкий социолог М. Вебер трактует политику как действия, направленные на завоевание, удержание, использование власти, стремление к участию во власти. Классики современной политической науки Х.Д. Лассуэлл, А. Каплан также связывают сущность политики с формированием власти и ее объемом.
5. Институциональные трактовки политики ее основой считают организации, институты, через которые функционирует власть. Таким институтом является, прежде всего, государство. Например, В.И. Ленин утверждал, что политика там, где миллионы, а ее сутью является участие в делах государства, определение форм, задач и содержания деятельности государственных органов.
6. Правовые трактовки политики рассматривают ее как производную от права, прежде всего естественных прав человека, лежащих в основе деятельности государства и его институтов. В теории «Общественного договора» (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант) сущностью политики и власти является охрана присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т. д.
7. Процессуальные определения политики позволяют проанализировать сущность политики через конфликтно-консенсусные отношения, важнейшие стадии процесса подготовки, принятия и реализации решений, обязательных для всего общества.
Политика нередко трактуется как деятельность по эффективному достижению коллективных целей (Т. Парсонс). Популярным является рассмотрение политики через деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. Еще Платон трактовал политику как искусство жить вместе. Французский политолог М. Дюверже справедливо отмечал, что политическая наука и практика колеблется между двумя драматически противостоящими интерпретациями политики, а именно: рассмотрением политики как конфликта, борьбы, соперничества и соглашений, сотрудничества, партнерства, деятельности по интеграции всех граждан в сообщество, достижению гражданского мира и согласия.