Политическая наука. 2016. Спецвыпуск - стр. 21
О многопартийности, подлинном парламентаризме, политических свободах и многих других актуальных политических проблемах Ф.М. Бурлацкий в советский период писал эзоповым языком. Он разрабатывал проблемы, которые находились на острие политической жизни, требовали новаторского отношения. А любое новаторство в обществознании тогда расценивалось как инакомыслие и жестко преследовалось. Использование же эзопова языка в некоторой степени ограждало от цензуры и цензоров, позволяло донести свои идеи до читателей [Соболев, 2016, c. 83–87].
Третье направление связано с проблематикой политического лидерства и политических элит. Ф.М. Бурлацкий изучал и анализировал личности крупнейших политических деятелей ХХ в.: Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, Н.С. Хрущёва и Ю.В. Андропова, М.С. Горбачёва и Б.Н. Ельцина [Бурлацкий, 2003a; 2003b; 2008a; 2008b; 2008c; 2009; 1996]. На основе этого анализа Ф.М. Бурлацкий выработал оригинальную трактовку понятий лидерства и элиты, которая расходится с доминирующими сегодня в мировой политической науке объяснениями, выводящими вопросы нравственности и ценностей за рамки политологического анализа. В своем политологическом анализе деятельности крупнейших лидеров XX в. Ф.М. Бурлацкий выходил на высокий уровень научных обобщений, что ставит его в один ряд с мировыми учеными в сфере разработки проблем политического лидерства, такими как Карл Дойч, Фред Гринстайн, Дэвид Уинтер.
Ф.М. Бурлацкий в книге «Загадка и урок Никколо Макиавелли» впервые в советском обществоведении поднял вопрос о политической роли экспертов, консультантов, советников и об их участии в принятии государственных решений [Бурлацкий, 1977]. Академический интерес поддерживался опытом практической работы: в 1950–1960-е годы Ф.М. Бурлацкий сам работал советником, возглавляя группу консультантов при Ю.В. Андропове [Бутенко, 2000, с. 120–121; Галкин, 2010, с. 263]. Е.М. Примаков отмечал, что Ю.В. Андропов «окружил себя одаренными людьми… партийными интеллектуалами… которые помогали приближать партию к реальному пониманию действительной, а не “марксистско-книжной” обстановки в мире» [Примаков, 2006, с. 29]. Характеризуя группу, которую собрал вокруг себя Ф.М. Бурлацкий на Старой площади, Г.А. Арбатов подчеркивал, что «это был очень сильный и очень творческий коллектив» [Арбатов, 1991, с. 81]. Не случайно Ф.М. Бурлацкий настаивал на термине «аристократы духа» (термин Г. Стеффенса) для обозначения этого круга, включавшего людей, в силу своих высоких интеллектуальных и нравственных качеств принадлежавших к элите общества. Одну из важнейших политических ролей – роль советника вождя Ф.М. Бурлацкий позже тщательно исследовал в книге «Юрий Андропов и аристократы духа» (2009), а также в работах о советниках Мао Цзэдуна, Н.С. Хрущёва и Ю.В. Андропова [Бурлацкий, 2009; 2008a; 1990].