Размер шрифта
-
+

Политэкономия Владимира Путина - стр. 38

Антизападничество и возврат к традиционализму

Антизападничество всегда считалось одной из основных тем в российской истории. Весь набор прозападных реформ, проводившихся в России в 1990-х годах, противоречил российской традиции и не соответствовал сложившейся в стране ситуации. После финансового кризиса 1998 года россияне окончательно разочаровались в западных реформах, и постепенно это разочарование трансформировалось в неприятие западного пути развития и соответствующих ценностей. Несмотря на стремление Б. Ельцина сгладить идеологические расхождения между Россией и западным миром, Запад так и не предоставил ту самую поддержку, которая была обещана России, а стал неуклонно ограничивать стратегический потенциал страны, подавлять её влияние и ущемлять суверенные права. Война в Косово на рубеже веков вызвала в России подъем национального самосознания, продолжающийся и по сей день. Все политические силы страны целенаправленно работали в этом русле, патриотизм и национальная идея стали обязательным условием любой политической программы в России. Неуклонное усиление экономической мощи страны, наблюдаемое с 2000 года, создало хорошую экономическую базу для укрепления традиций российской государственности, породив новую волну надежд на возрождение великой державы. Вслед за выдвижением в 2005 году в России концепции «суверенной демократии» сформировалась антизападная государственная идеология, практически достигшая своего апогея после грузино-осетинского конфликта в 2008 году и возвращения Крыма в 2014 году. Особо следует отметить, что в качестве основного положения антизападной идеологии в России постулируются невозможность следования западной модели демократии и наличие у страны собственного пути. И именно в этом заключается суть современного российского антизападничества.

Восстановление традиционных ценностей подразумевает реставрацию ряда устоев советской эпохи, а также той роли, которую имела религия в поддержании этических и моральных норм и принципов в российском обществе. Как призывал известный российский литературовед и общественный деятель Д. Лихачев, «мы ничего не должны растерять из нашего великого наследия», с уважением относиться к истории, поддерживать связь с тем, что было в прошлом, но не поклоняться ему. Он подчеркивал, что «ощущать себя наследником прошлого – значит осознавать свою ответственность перед будущим…»62 Этот подход заслужил высокую оценку В. Путина, который, заняв пост президента страны, в целях восстановления российских традиционных ценностей заговорил об уважении к истории собственной страны, о возвращении ей исконного облика. В декабре 2000 года были подписаны законы о государственном флаге, гербе и гимне РФ, согласно которым использовавшийся в 1991–2000 годах государственный гимн РФ «Патриотическая песня» заменяется на бывший советский гимн с новым текстом «Россия – священная наша держава…» 8 ноября 2005 года, накануне российского праздника Дня милиции, вновь установили демонтированный четырнадцать лет назад бюст Феликса Дзержинского, основателя Всероссийской чрезвычайной комиссии (предшественницы советского КГБ).

Страница 38