Полисистемное исследование индивидуальности человека - стр. 49
Стало быть, вполне оправданно под этническим темпераментом можно понимать специфическое проявление и сочетание психодинамических свойств, обусловленное, с одной стороны, биологическими (внутренними) факторами, с другой, этнокультурными (внешними). Этнокультурный мир обеспечивает этнических субъектов типовыми программами поведения (см. А. Г. Асмолов [5]), которые усваиваются в процессе инкультурации (вхождения в культуру). Благодаря овладению культурными программами поведения изменяется характер взаимосвязей, как в пространстве психодинамических свойств, так и характер взаимозависимости их и свойств нервной системы, образуя особую их системную организацию. Важно, что этнокультурный мир не изменяет врожденных качеств, а оказывает влияние на их проявление, как показало исследование, в первую очередь в социальной сфере жизнедеятельности (см.[11]).
Итак, результаты исследования отвечают выдвинутым гипотезам, а также подтверждают изложенное выше теоретическое положение об этнической индивидуальности как целостной характеристике индивидуальных свойств человека, организованной в интегральное целое, с одной стороны, посредством внутренней детерминации (биогенетические программы), с другой, посредством внешней детерминации со стороны этнического мира (этнокультурные программы поведения), в результате которых образуется специфический характер взаимосвязей между индивидуальными свойствами различных уровней.
Проиллюстрируем другое исследование этнической индивидуальности человека. Задачей данного исследования явилось изучение основных черт этнического характера удмуртов посредством кросскультурного анализа их этнических стереотипов. Гипотеза исследования заключалась в положении о том, что характерологические черты удмуртского народа соотносятся с паттернами этнотипичного стиля коммуникативной активности.
При построении модели исследования были учтены детерминанты, снижающие степень искажения объективных характеристик в стереотипизированном образе этнических субъектов. С учетом того, что в социальной психологии стереотипизация рассматривается как процесс, сопровождающийся межгрупповой перцепцией, принимались во внимание особенности ее механизмов (идентификация, рефлексия), эффекты, возникающие в ходе ее функционирования, перцептивные способности субъектов восприятия (см. Г. М. Андреева [3, с.129–133]). Уточнялись переменные, с помощью которых субъект восприятия описывает самого себя, других, отношение между субъектом и объектом восприятия, культурный, социальный и ситуационный контекст процесса межгрупповой перцепции. Как известно, стереотип как модель поведения не всегда совпадает с реальным поведением этнических субъектов. Принималось во внимание, что в изучаемой социокультурной общности выработаны определенные нормы подчинения запретительным и регулирующим стандартам. Как правило, стереотип и реальное поведение ее представителей имеют тенденцию к совпадению. Соотнося между собой рассматриваемые факторы, можно, по крайней мере, приблизиться к точности межгрупповой перцепции.