Размер шрифта
-
+

Полисистемное исследование индивидуальности человека - стр. 42

Согласно сказанному, допускаем, что в пространстве метаиндивидуального мира – полисистемы, складывающейся из двоякого рода взаимодействующих между собой систем/подсистем, первой из которых является этнический мир, второй – собственно ИИ, обретает свою актуализацию ЭТНИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. В качестве источников как внешней, так и внутренней детерминации выступают метаиндивидуальные свойства (объект-субъектные этнические значения и смыслы). Метаиндивидуальные свойства в функционально-структурном смысле в контексте взаимодействия ИИ с этническим миром рассматриваются в аспекте их участия в процессах внутренней и внешней детерминации, инициации внутренне и внешне обусловленной активности ИИ, осуществления субъективации и объективации ИИ, реализованных в метаиндивидуальном мире [15]. Стало быть, ЭТНИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ формируется в интегральное целое, во-первых, посредством внешней детерминации этническими значениями объектов мира, в результате которой образуются этнотипические свойства, во-вторых, посредством внутренней детерминации этническими смыслами, опосредующая роль которых приводит к специфической интеграции разноуровневых индивидуальных свойств, формированию в ее структуре этноиндивидуальных свойств. ЭТНИЧЕСКУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ в структурном плане можно рассматривать как единство этнотипических и этноиндивидуальных свойств, внешне и внутренне обусловленных активностей, а также субъективируемых ею этнических значений и объективируемых ею этнических смыслов. Процессы взаимопереходов и взаимопроникновений ЭТНИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ и этнического мира в полисистемном метаиндивидуальном пространстве обеспечивают ее различными способами существования (см. табл. 1).


Таблица 1. Взаимопереходы и взаимопроникновения этнического мира и этнической индивидуальности в метаиндивидуальном пространстве


Следуя за Л. С. Выготским, в заключении можно сказать, что этнические смыслы (этнокультуральные «аффективно-смысловые» образования), объективированные в этническом мире, не утрачивают своей субъективности. Они продолжают свое существование в метаиндивидуальном пространстве. Индивидная форма этнических смыслов – не менее объективна, направлена на объекты мира и разворачивается таким же образом в границах метаиндивидуального мира. Этнические значения, претворенные в объектах этнокультурного мира, в качестве посредников обеспечивают взаимопереходы и взаимопроникновения индивидуальности и этнического мира, они как субъект-объектны, так и объект-субъектны. Значит, все три формы: индивидная, объектная и медиативная имеют общую метаиндивидуальную природу. По выразительному высказыванию В. П. Зинченко [14, с.22], «они органичны, конгениальны друг другу, совместимы друг с другом. Хотя, конечно, в жизни бывает всякое, в том числе и отторжение, неприятие одной формы другой».

Страница 42