Размер шрифта
-
+

Полисистемное исследование индивидуальности человека - стр. 38

Другая форма (cр.[12, с.308]) этнобытия ИИ разворачивается в результате деятельности последней. Превращения совершаются при взаимодействии с объектами этнического мира и направлены на образование этнических значений. Результатом превращений является раскрытие этнических значений во вновь созданных объектах мира (народное творчество, декоративно-прикладное искусство и другие сферы материальной культуры этноса). Превращаясь в объекты мира (объективация ИИ), она продолжает существовать в них по их законам и правилам.

Идеальные превращения есть обретение ИИ нового содержания, создание этнобытия ИИ вне пространства своего тела, и это прежде всего связано с сознанием и самосознанием человека в общности его социальной, этнической, культурной принадлежности. В силу этого этнические значения объектов мира приобретают статус идеальных объектов последнего. Это идеальное превращение ИИ охватывает общность людей, следующих одним и тем же социальным законам, нормам, правилам, обычаям и традициям, приобщенных к одной и той же этнической культуре. В результате этих превращений качественным образом меняется характер взаимоотношений ИИ с объектами – субъектами этнического мира: приобретается значимость принадлежности к миру и взаимосвязи с ним, меняются отношения между ИИ и другими субъектами, связанными единой общностью этнического самосознания.

Итак, рассматривая ИИ с позиций подсистемы этнического мира, допускаем ее определение в качестве ЭТНО-индивидуальности (этнотипическая форма). Понятие ЭТНО-индивидуальности выражается, прежде всего, в том, что процессы, зарождающиеся в этническом мире как в самостоятельной системе вне ИИ, но получившие свое развитие посредством внешней детерминации в самой ИИ-подсистеме, направляются обратно в этнический мир. Актуализация ЭТНО-индивидуальности осуществляется благодаря этническим значениям, являющимся источником внешней каузальной и целевой детерминации, в результате которой индивидуальность приобретает этнотипические свойства, характеризующие ее в аспекте отношений и взаимодействий с этническим миром. ЭТНО-индивидуальность направлена к полюсу объектов этнического мира, обретая качественную определенность объектов мира по логике их бытия, тем самым получая объектный способ своего существования [15, 33, 34].

4. Этно-индивидуальность как этноиндивидуальная форма

В том случае, когда ИИ становится самостоятельной системой по отношению к этническому миру – подсистеме, она подчиняет его логике своего существования и развития, осуществляя в нем соответствующие преобразования. Этнический мир в данной позиции теперь уже выступает как способ существования ИИ. Внутренняя детерминация порождает процессы, приводящие к изменениям ИИ – системы. Источником внутренней детерминации являются индивидуальные свойства (ср. [12, с.155–157]), рассматриваемые в функционально-структурном смысле в контексте взаимодействия ИИ с этническим миром: внутренней детерминации, внутренне обусловленной активности ИИ, субъективации ИИ.

Страница 38