Пол и характер - стр. 15
Правда, надо согласиться, что в существах, стоящих ближе к «Ж», нежели к «М», то есть среди «женщин», меньше своеобразных различий, нежели среди «самцов», которые значительно отличаются между собой не только среди людей, но, как доказал Дарвин, и в царстве животных обладают большой изменчивостью. Существуют все же различия и среди женщин. Этот холеный взгляд на одинаковость женщин происходит отчасти потому, что каждый мужчина знакомится ближе всего преимущественно с одной группой женщин, которые, конечно, очень сходны между собой. Часто и от женщин приходится слышать, что «все мужчины на один лад». И это говорит только о том, каких именно мужчин знали эти женщины.
Существование различных ступеней «М» и «Ж» в одном организме, признанное нами как основной принцип научной характерологии, имеет одновременно серьезное значение для специальной педагогики.
Как относится анатомия к физиологии, так относится и характерология к психологии, в которой имеет серьезное значение только «теория актуальности».
…Пройдет еще много времени, пока официальная наука перестанет смотреть на занятие физиономикой как на нечто безнравственное. Однако, оставаясь сторонником психофизического параллелизма, многие считают физиономистов шарлатанами, как это было и с исследователями в области гипноза. Но почти каждый человек бессознательно является физиономистом, и едва ли можно найти выдающегося человека, который не был бы физиономистом сознательно. Часто приходится от людей, не признающих физиономику наукой, слышать: «Это у него на лице написано». Портреты выдающегося человека, как и преступника, заинтересовывают всех без исключения.
…Я предполагаю, что каждый человек признает физиономику в той мере, в которой он, независимо от опыта, применяет ее. Этот не замеченный Кантом факт только подтверждает, что взаимоотношение между психическим и физическим не может быть обосновано научно. Закономерную связь духа с материей приходится признать за основной принцип. Определять более детально эту связь, очевидную… для каждого, остается религии и метафизике.
Станем ли мы связывать характерологию с морфологией или нет, но и характерология и физиономика далеки от положения науки, как по самой сложной сущности своей, так и по отсутствию для этого надлежащего метода. Наилучшим я считаю следующий многократно и с успехом применяющийся мною прием.
Некоторые люди предпочитают собак кошкам, в то время как другие терпеть не могут собак, но охотно ласкают котят. Возникает вопрос: «Почему это? Почему?»
Такая постановка вопроса лишает возможности ответить. Вопрос «почему?», связанный со временем, был бы законен только в том случае, если явления и причины его связаны только временем. В случае, взятом нами, важно не то, почему один любит собак, а другой – кошек, но то, чем отличаются любители кошек от любителей собак.