Покаяние – путь ко спасению. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) - стр. 1
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС Р16-552-3767)
© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2016
Предисловие
Земная жизнь православного христианина – это великая школа, все уроки которой направлены на изучение одной-единственной темы: «Спасение души». Все мы, учась в этой школе, постигаем азы нравственного закона, основанного на Божественной заповеди о любви. К сожалению, каждый из нас, применяя в своей духовной жизни приобретенные крупицы знаний, ежедневно совершает множество ошибок. Какие-то из них случаются по неразумности, какие-то из-за лени, какие-то из-за упорного нежелания ломать привычные устои. Одни ошибки остаются незамеченными, тогда как другие (причем таких большинство) оставляют глубокий болезненный след в душе и требуют исправления и лечения. Именно такой «лечебницей», врачующей духовные раны, является Таинство Исповеди.
Таинство Исповеди неразрывно связано с важнейшим христианским деланием – покаянием. Слово «покаяние» (peiavoia) в переводе с греческого языка означает «перемена ума», «перемена мыслей». Это особая напряженная духовная работа, изменяющая внутреннюю и внешнюю жизнь человека, отвергающая всё греховное и приводящая душу к согласию с волей Божией.
Учиться правильно исповедоваться, а, главное, каяться – важнейшая задача каждого христианина, ведь покаяние занимает главенствующее место в христианском мировоззрении, потому что, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «Первая проповедь и заповедь, произнесенная вочеловечившимся Богом падшему человечеству, которое Он пришел спасти, была о покаянии».
В настоящей книге собраны размышления святителя Игнатия (Брянчанинова), названного за содержание своих многочисленных трудов «учителем покаяния», о необходимости покаяния, об условиях его совершения, о тех духовных плодах, которое оно приносит трудящимся на его ниве.
Ирина Санчес
Покаемся не одними устами!
Облекусь… вместо смоковничных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану пред лицом Бога моего? В раю ли? Я изгнан оттуда, и херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостью моей плоти я пригвожден к земле, моей темнице!
Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог iтисшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям: Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя Богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, ад, ввергнутый в душу диаволом, и дарует – тебе врачевство на весь путь твоей земной жизни для исцеления от греха, сколько бы раз ты ни заразился им по немощи твоей. Это врачевство – исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживить в себе ветхость и смерть, заглушить жизнь, сделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность? Погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным и тем хранить, укреплять в себе смерть душевную. Извергни грех, вступи во вражду с грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца Небесного! Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, сделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным. (1, с. 7–8)
Покайтеся и веруйте во Евангелие! Покайтеся: приближи бо ся Царствие Небесное.