Размер шрифта
-
+

Поиск счастья: тупик и выход - стр. 2

Мыслителей на протяжении многих веков интриговала проблема счастья и поиск путей его достижения. Однако выводы остаются неутешительными. Прямые пути к счастью, как к некоей единой путеводной звезде, не просматриваются. Достижение счастья человеком через обилие удовольствий – и материальных и духовных, что многим представляется очевидным, также при ближайшем рассмотрении ожидает провал.

Римлянин Луций Сенека (начало Новой эры): «Чем больше стремишься к счастью, тем больше от него отдаляешься».

 Американский философ Дж. Дьюи: «Лучший способ достижения счастья – не искать его».

Австрийский философ М. Шлик: «Счастье исчезает в той мере, в какой о нем заботишься».

Фридрих Ницше (“Так говорил Заратустра»): «Счастье бегает за мной. Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье – женщина».

Русский писатель Иван Тургенев: «Есть в жизни много хорошего и без счастья».

Драматург Бернард Шоу называл счастье «побочным продуктом».

А.П. Чехов (словами героев повестей): «Счастья нет, и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом». «Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом».

Напрашивается вывод: счастье надо искать в чем-то ином, чем в погоне за заведомо известными и ожидаемыми человеком удовольствиями. Это может быть нечто такое, что со всей страстью захватит человека, заставив его забыть о возможных несчастьях на его пути, и тогда наградой ему будет радость победы, ощущение удовлетворения от успеха своего дела и действительно счастье. Но сильные страсти далеко не всегда сопутствуют человеку в его жизни. Однако тогда страсть может заместиться в человеке глубоким и спокойным искренним интересом к чему-либо, ради чего он также «забывает» о радостях, ожидаемых впереди. Индийская мудрость призывает для успеха в работе забывать о вознаграждении за нее.

Побудительным мотивом к деятельности, ведущей к счастью, может быть чувство «исполнения долга», т.е. следование своим глубоким моральным принципам или личным убеждениям. Этот «долг» не есть обязательно общественно-нравственная установка. Более естественно и надежно убеждение, выработанное человеком самостоятельно. Это может быть религиозная или интуитивная вера в высшую цель и смысл своей жизни. Об этом будет подробно говориться в следующих главах этой книги.

В каждом случае радость, удовлетворение, счастье приходят к человеку, как «нечаянная» награда за успехи на выбранном пути. Однако страсть, глубокий захватывающий интерес и высокие убеждения – это психические состояния, рожденные вовсе не разумом, то есть мыслительным аппаратом человека. Все это зарождается в его подсознании, в «душе». Разум лишь помогает человеку, обслуживает его выбор по ходу возникающих затруднений на пути реализации этих устремлений.

Страница 2