Похищение Эдгардо Мортары
1
Данные о численности еврейского населения в Папском государстве в середине века приводятся в: Ministero del Commercio e Lavori Pubblici, Statistica della popolazione dello Stato Pontificio dell’anno 1853 (1857).
2
Первоисточником, использованным для подготовки рассказа о событиях 23–24 июня 1858 года, послужили протоколы суда, состоявшегося в 1860 году над отцом Фелетти по делу о похищении, из ASV – FV. В числе других использованных источников есть и рассказ фельдфебеля Лючиди, датированный 8 августа 1858 года, который каким-то образом оказался в ASCIR.
3
Enrico Bottrigari, Cronaca di Bologna, vol. 2 (1960), p. 419.
4
На самом деле оба кардинала тот день провели вместе: они ездили в город Сан-Джованни-ин-Персичето. См. Giuseppe Bosi, Archivio di rimemranze felsinee, vol. 3 (1858), p. 309.
5
О Cum nimis absurdum см. Luciano Tas, Storia degli ebrei italiani (1987), p. 64, и Attilio Milano, Storia degli ebrei in Italia (1992), p. 247.
6
Выдержка из папского бреве Пия V взята у Lucio Pardo, “Il ghetto e la città”, в Sergio Vincenzi, ed., Il ghetto: Bologna. Storia e rinascita di un luogo (1993), p. 56.
7
Существовало пять северных легаций, протянувшихся с севера на юг, от Феррары, Болоньи, Равенны и Форли (вместе составлявших область Романью) до легации Пезаро и Урбино, входившей в область Марке.
8
Lazzaro Padoa, Le comunità ebraiche di Scandiano e di Reggio Emilia (1986).
9
Об истории законодательства Моденского герцогства в отношении евреев в этот период см. Guido Fubini, La condizione giuridica dell’ebraismo italiano (1974), и Gino Badini, “L’archivio Bassani dell’ Università Israelitica”, Ricerche storiche 27, № 73 (1993): 27–80. Более общие сведения по истории евреев, живших в герцогстве в XVIII и XIX веках, см. в Andrea Balletti, Gli ebrei e gli Estensi (1930).
10
См. Giacomo Blustein, Storia degli ebrei in Roma (1921), p. 215.
11
Mario Caravale e Alberto Caracciolo, eds., Lo stato pontificio da Martino V a Pio IX (1978), p. 526.
12
Ermanno Loevinson, “Gli ebrei dello Stato della Chiesa”, часть 2, Rassegna mensile di Israel 9 (1934): 164; Augusto Pierantonio, I carbonari dello Stato Pontificio, vol. 2 (1910), pp. 21, 99, 117.
13
Umberto Marcelli, “Le vicende politiche dalla Restaurazione alle annessioni”, в Aldo Berselli, ed., Storia della Emilia Romagna (1980), p. 72.
14
Австрийцы снова покинули Болонью в июле 1831 года, после чего наступил период хаоса. Вернулись они в январе 1832 года. Подробности в Steven C. Hughes, Crime, Disorder and the Risorgimento: The Politics of Policing in Bologna (1994), pp. 114–135.
15
Превосходное обсуждение богословского учения церкви о евреях, а также изменений, введенных в XVI веке, см. в Kenneth R. Stow, Catholic Thought and Papal Jewry Policy, 1555–1593 (1977).
16
Здесь приведена цитата из Giovanni Vicini, Causa di simultanea successione di cristiani e di ebrei… (1827), p. 154.
17
Vincenzo Berni degli Antonj, Osservazioni al voto consultivo… (1827), p. 70.
18
Помимо Gioacchino Vicini, Giovanni Vicini (1897), см. обсуждение в Luzzato Voghera, L’emancipazione degli ebrei in Italia (1994), pp. 83–85.
19
Bottrigari, Cronaca, vol. 2, pp. 36–37.
20
Luigi Carlo Farini, Lo stato romano dall’anno 1815 all’anno 1850, vol. 4 (1853), p. 139.
21
Francesco Fantoni, Della vita del Cardinale Viale-Prelà (1861).
22
Bottrigari, Cronaca, vol. 2, p. 362.
23
О родственных связях Вьяле-Прела см. Paul-Michel Villa, La maison des Viale (1985).
24
Борьба между консервативным крылом церкви в Болонье и церковниками, более открытыми реформам, испытывала воздействие параллельной борьбы, происходившей в то же время во Франции. См. Aldo Berselli, “Le relazioni fra i cattolici francesi ed i cattolici conservatori bolognesi dal 1858 al 1866”, Rassegna storica del Risorgimento, 41 (1954): 269–281. См. также Rodolfo Fantini, “Sacerdoti bolognesi liberali dal 1848 all’unità nazionale”, Bolletino del Museo del Risorgimento di Bologna, 5 (1960): 451–484, и Fantini, “Un arcivescovo Bolognese nelle ultime vicende dello stato pontificio: il Card. Michele Viale Prelà”, Pio IX 2 (1973): 210–244.
25
Alfredo Testoni, Bologna che scompare (1905), p. 119; Oreste F. Tencajoli, “Cardinali corsi: Michele Viale Prelà”, Corsica antica e moderna, 4–5 (1935): 148.
26
Bottrigari, Cronaca, vol. 2, p. 363.
27
Два документа, написанные Вьяле-Прела в 1858 году, – это “Lettera pastorale al clero e popolo della città e diocese di Bologna”, отпечатанное Болонской архиепископской типографией, и “Circolare ai RR. Parrochi di Città, e Diocesi. Intorno alla S. Infanzia”; оба документа хранятся в AAB-N. Есть какая-то горькая ирония в словах кардинала, называющего обычай выбрасывать младенцев языческим, потому что в ту пору в Италии такой обычай практиковался очень широко. См. David I. Kertzer, Sacrificed for Honor (1993).
28
Fantoni, Della vita, p. 125, AAB-AC, b. 151, protocollo n. 231, 1859.
29
“L’ebreo di Bologna”, L’osservatore bolognese, 1 октября 1858 года, с. 2.
30
Энрико Боттригари, цитируется в Tencajoli, “Cardinali corsi”, p. 148.
31
Marcelli, “Le vicende politiche”.
32
Clifford Geertz, “Centers, Kings, and Charisma”, в J. B. Davis and T. N. Clark, eds., Culture and Its Creators (1977), p. 162.
33
Pio Nono ed i suoi popoli nel 1857 (1860), pp. 430, 440. Другой образец этого репортажного жанра можно найти в: Albo a memoria dell’augusta presenza di Nostro Signore Pio IX in Bologna (Bologna, 1858).
34
Bottrigari, Cronaca, vol. 2, pp. 377–378.
35
Caravale e Caracciolo, Lo stato pontificio, p. 700.
36
Giacomo Martina, Pio IX, 1851–66 (1986), p. 28.
37
Охранять это священное сокровище было нелегко, потому что из века в век целый ряд властителей желал приобщиться к божественной благодати, заключенной в святых мощах. В конце XVII века монахи ответили отказом великому герцогу Тосканскому, Козимо III Медичи, когда тот попросил кусочек святого черепа. Тогда, решив заполучить частицу мощей святого Доминика без позволения монахов, великий герцог заручился помощью своего брата кардинала, и тот в итоге убедил папу Иннокентия XII оказать давление на монахов, чтобы те удовлетворили желание великого герцога. В результате в одну январскую ночь 1699 года в присутствии делегации из болонского сената профессор анатомии и два хирурга вскрыли священную усыпальницу в Сан-Доменико. Слегка отклонившись от папского приказа, они решили не откалывать кусок от самого черепа и, к облегчению братьев-доминиканцев, просто выдернули из челюсти задний правый коренной зуб. Но и это не стало последним покушением на кости святого Доминика. В 1787 году, несмотря на возмущение и протесты доминиканцев, им пришлось отдать кусочек святого черепа по требованию герцога Пармского, которого одолела духовная жажда. См. Alfonso D’Amato, I domenicani a Bologna, vol. 2 (1998), pp. 630–635, 798–801, 951–952. О визите папы в Сан-Доминико также см. Abele Redigonda, “Lo studio domenicano di Bologna”, Sacra dottrina, 2 (1957): 134–135.
38
Martina, Pio IX, pp. 27–28. Слова Пазолини про немецких солдат отражают распространенное в тогдашней Болонье народное представление о том, что немцы и австрийцы, по сути, одно и то же. Но в действительности все обстояло еще сложнее, потому что среди тех солдат было очень мало собственно австрийцев или немцев в национальном или этническом смысле. Если офицерский корпус австрийских войск состоял преимущественно из австрийцев, то рядовой состав в подавляющем большинстве набирался из различных дальних областей Австрийской империи, т. е. там служили хорваты, венгры и т. д.
39
ASCIR, датировано 24 июня 1858 года.
40
См. статью “Battesimo” [“Крещение”] Джузеппе Рамбальди и др. в Enciclopedia Cattolica (1949), т. 2, с. 1003–1046. В этой статье также отмечается, что “детей некатоликов, если им грозит смерть… до достижения разумного возраста допустимо крестить даже против желания их родителей” (с. 1031). То, что позиция, которую занял папа Пий IX в деле Мортары, полностью согласуется с тогдашней политикой церкви, становится очевидным при беглом взгляде на компендиум церковных доктрин, выпущенный пятнадцатью годами ранее, в Dizionario di erudizione storico-ecclesiastico (1843) Гаэтано Морони Романо. В статье “Ebrei” [“Евреи”] в т. 21 (с. 21), в разделе о крещении еврейских детей, приводятся пять основных пунктов:
1. Что церковь никогда не имела обыкновения крестить их без родительского разрешения.
2. Что без такового разрешения можно найти только два повода для крещения: когда жизнь ребенка находится в крайней опасности и когда родители бросили ребенка.
3. Что крещение, совершенное в отсутствии допустимых обстоятельств, тем не менее остается действительным.
4. Что детей, крещенных в подобных случаях, не следует возвращать родителям-иудеям, а следует воспитывать у христиан в католической вере.
5. Что для доказательства того, что они истинно крещены, достаточно одного-единственного свидетеля.
41
Ряд рукописных документов, относящихся к делу Памелы Марони, в том числе несколько писем от Абрама Марони, хранятся в ASRE-AN, b. 25.
42
Эти документы хранятся в ASRE-AN, b. 25.
43
ASRE-FB, Cancello II.
44
Экземпляр речи депутата Боттаро, переписанной от руки из Foglio di Piemonte – Supplemento – Camera de’ Deputati (9 июня 1858), хранится в ASRE-AN, b. 8.
45
Копии всех трех писем хранятся в ASCIR.
46
Carlo Cattaneo, Ricerche economiche sulle interdizioni imposte dalla lege civile agli Israeliti (1836), p. 22.
47
Оригинальные экземпляры “Editto sopra gli Ebrei” [“Эдикта о евреях”], принадлежавшие инквизитору и архиепископу Болоньи, хранятся в AdAB, miscellanea B, 1894.
48
Franco Della Peruta, “Le ‘interdizioni’ israelitichi e l’emancipazione degli ebrei nel Risorgimento”, Società e storia 6 (1983): 78n1.
49
ASG-SA, 1850–60.
50
Cecil Roth, “Forced Baptisms in Italy”, New Jewish Quarterly Review 27 (1936): 129; Gemma Volli, Breve storia degli ebrei d’Italia (1961), pp. 62–63. Глава 5
51
То же самое в целом можно было сказать о европейских евреях до эмансипации евреев, см. Jacob Katz, Out of the Ghetto (1973).
52
Об отношении евреев к своей эмансипации в XIX веке см. Andrew M. Canepa, “L’attegiamento degli ebrei italiani davanti alla loro seconda emancipazione: Premesse e analisi”, Rassegna mensile di Israel 43: 419–436, и “Emancipation and Jewish Response in Mid-Nineteenth-Century Italy”, European History Quarterly, № 16: 403–439.
53
Это и (если не оговорено иное) все письма еврейской общине Рима и от нее, цитируемые в этой книге, хранятся в ASCIR.
54
Cecil Roth, “The Forced Baptisms of 1783 in Rome and the Community of London”, Jewish Quarterly Review, 16 (1925—26): 105–110.
55
Abraham Berliner, Storia degli ebrei di Roma (1992; оригинал на немецком, 1893), p. 302.
56
Emilio Castelar, Ricordi d’Italia (1873), p. 96.
57
Andrée Dufault, Vie anecdotique de Pie IX (1869), p. 129.
58
L’osservatore bolognese, 29 октября 1858, с. 3.
59
“Notizia sulle disposizioni d’animo del fanciullo Mortara nella sera 23 giugno p.°p.° e nei seguenti giorni”, ASV – Pio IX. Глава 6
60
G. Bareille, “Catécuménat”, Dictionnaire de Théologie Catholique (1905), 2: 2: 1968–1970; Milano, Storia degli ebrei, p. 590. О Турине – см. Luciano Allegra, “L’Ospizio dei catecumeni di Torino”, Bollettino storico-bibliografico subalpino, 88 (1990): 513–573.
61
Об истории крещения евреев в римском Доме катехуменов можно прочесть в серии из трех статей (1986–1988), написанных Випертусом Рудтом де Колленбергом: Wipertus Rudt de Collenberg in Archivium Historiae Pontificae. См. также C. Ruch, “Baptème des infidèles”, Dictionnaire de Théologie Catholique, 2: 2: 341–355 (1905).
62
Serena Bellettini, La comunità ebraica di Modena (1965–1966), pp. 212–227.
63
Хороший пример приводится в Giacomo Forti, “Lettera di un ebreo convertito”, Annali delle scienze religiose 18, fasc. 53 (1844): 345–354.
64
Civiltà Cattolica, ser. 2, vol. 2 (1853), p. 197.
65
Там же, ser. 3, vol. 3 (1856), p. 691.
66
Там же, pp. 441–442.
67
Такой взгляд на евреев, обратившихся в католичество, также отражен в еврейской историографии, посвященной итальянским Домам катехуменов. Сесил Рот (“Forced Baptisms in Italy”, p. 120) пишет о выкрестах: “Среди них было невероятное количество отъявленных негодяев”.
68
Например, в уставе 1641 года болонского Дома катехуменов говорилось, что это заведение “не будет принимать никого из неверных, не получив предварительно достаточных сведений об их жизни и поведении, а также об искренности, серьезности и истинности их желания получить святейшее крещение”. AdAB-COL.
69
Roth, “Forced Baptisms in Italy”, p. 120.
70
Renata Martano, “La missione inutile: La predicazione obbligatoria agli ebrei di Roma nella seconda metà del Cinquecento” (pp. 93–110), и Fiamma Satta, “Predicatori agli ebrei, catecumeni e neofiti a Roma nella prima metà del Seicento” (pp. 113–127). Обе работы – в M. Caffiero, A. Foa е A. Morisi Guerra, eds., Itinerari Ebraico-Cristiani: Società cultura mito (1987).
71
Истолкование predica coatta как перевернутого ритуала предложила Анна Фоа в статье “Il gioco del proselitismo: Politica delle conversion e controllo della violenza nella Roma nel Cinquecento”, в книге Michele Luzzati, Michele Olivari, ed Alessandra Veronese, eds., Ebrei e Cristiani nell’Italia medievale e moderna (1988), с. 156. Ранее евреям уже пытались навязывать predica coatta – это было в XIII веке. О более ранней истории этой практики см. Milano, Storia degli ebrei; Volli, Breve storia.
72
Gemma Volli, “Papa Benedetto XIV e gli ebrei”, Rassegna mensile di Israel, 22 (1956): 215.
73
Roberto G. Salvadori, Gli ebrei toscani nell’età della Restaurazione (1993), pp. 107, 146n29.
74
Ratto della Signora Anna del Monte trattenuta a’ Catecumeni tredici giorni dalli 6 alli 19 maggio anno 1749, под редакцией и с предисловием Giuseppe Sermoneta (Roma, 1989). Глава 7
75
Raffaele De Cesare, Roma e lo stato del papa (1975; ориг. изд. 1906), p. 227.
76
“Un homme très-honnête, mais pas trop à son aise”. Письмо Иосифа Павии, Болонья, 13 ноября 1859 года, Archives Israélites, décembre 1859, p. 708.
77
См. примечание 2 к главе 5, где указаны источники, рассказывающие об отношении итальянских евреев к своей эмансипации.
78
“Edgardo Mortara”, Il Cattolico, 8 ноября 1858 года.
79
Giuseppe Pelczar, Pio IX e il suo pontificato, vol. 2 (1910), p. 196.
80
Я благодарю Пьера Чезаре Бори за то, что он подсказал мне эту новозаветную параллель.
81
L’Univers, 11 ноября 1858 года, воспроизведено у аббата Делакутюра: [l’abbé] Delacouture, Le droit canon et le droit naturel dans l’affaire Mortara (1858), p. 43.
82
“Edgardo Mortara”.
83
“Notizie del giovinetto Cristiano Mortara”, L’armonia, 16 октября 1858 года.
84
Dom Jacobus, Les vols d’enfants (1859), pp. 34–36.
85
“Il piccolo neofito, Edgardo Mortara”, Civiltà Cattolica, ser. 3, vol. 12 (1858), pp. 389–390.
86
“Edgardo Mortara”.
87
Это неподписанное письмо от еврейской общины в Риме барону де Ротшильду в Париж, датированное 8 сентября 1858 года, хранится в ASCIR.
88
Письмо с пометкой “via Sig. Jacob Vita Alatri, pel Sr. M. Mortara, Roma”, датированное 12 сентября 1858 года, ASCIR. Глава 8
89
Roger Aubert, Il Pontificato di Pio IX, Storia della Chiesa, vol. 22/1 (1990), p. 449.
90
Roth, “Forced Baptisms in Italy”, p. 130.
91
Папа покончил и с обычаем обязательного присутствия на карнавале, о чем см. Berliner, Storia degli ebrei, p. 300; о папской комиссии см. Bruno di Porto, “Gli ebrei di Roma dai papi all’Italia”, в Elio Toaff et al., eds., La breccia del ghetto (9171), pp. 35–36.
92
Aldo Berselli, “Movimenti politici a Bologna dal 1815 al 1859”, Bollettino del Museo del Risorgimento 5 (1960): 225.
93
Giovanni Miccoli, Fra mito della cristianità e secolarizzazione (1985), p. 49.
94
P. R. Perez, “Alcune difficoltà emerse nella discussione ‘super virtutibus’ del servo di Dio Pio Papa IX”, в Carlo Snider, ed., Pio IX nella luce dei processi canonici (1992), p. 237.
95
Fubini, La condizione giuridica, p. 10.
96
Aubert, Il pontificato, pp. 70–72.
97
Martina, Pio IX, p. 40; Roger Aubert, “Antonelli, Giacomo”, Dizionario biografico degli italiani, vol. 3 (1961), p. 485. Есть и англоязычная биография Антонелли – см. Frank J. Coppa, Cardinal Giacomo Antonelli and Papal Politics in European Affaires (1990).