Погребальные обряды и обычаи разных народов. Курганы, склепы, пирамиды, мавзолеи. Ритуалы, траур, поминальные трапезы - стр. 4
Все жители у шумеров принадлежали к своему храму как к общине. Храм заботился о сиротах, вдовах, нищих, выполнял административные функции, улаживал конфликты горожан и государства.
В религиозных представлениях шумеров человек существо низшее, удел его вражда и болезни, а после смерти – существование в мрачном подземном мире.
Зороастризм
Зороастризм появился в Персии (территория нынешнего Ирана) и относится уже к числу развитых религий. Основатель зороастризма – пророк Зороастр (Заратуштра) жил в VIII–IX веке до новой эры, в одно время с Буддой Шакьямуни и на 100 лет раньше Конфуция и Лао-цзы.
В зороастризме совершается переход от магических религий к этическим. Важным социологическим моментом в зороастризме был протест против угнетения низших слоёв, мудрость власти провозглашалась в создании справедливого порядка общественной жизни. Впоследствии зороастризм был вытеснен исламом, в настоящее время сохранился в Индии.
Тут возникает идея постоянной борьбы добра и зла, идея рая, концепция греха, учение о конце мира и «страшном суде».
Индуизм
Индуизм – религия постижения единого порядка и истинного смысла всего сущего, что даст возможность жить безграничной жизнью – стать богом – уже в этом мире.
Индуизм для Индии – это больше чем религия, это образ жизни. Важнейшими богами являются Брахма – верховный бог, Шива – созидатель и разрушитель и Вишну – охранитель, последний имеет множество воплощений (аватар), наиболее почитаемые – Рама и Кришна. Индуизму присущи черты мировых религий, но необходимая принадлежность верующего к какой-либо касте, определяющей его религиозную роль, не позволила индуизму выйти за пределы Индии.
Конфуцианство и даосизм
Китайские религии – это религии порядка и долга. В древнем Китае отношение к верховному боту Шанди как первопредку, который должен заботиться о благополучии своего народа, вылилось с одной стороны в почитание предков и традиций, с другой – в усиление рационального начала в отношении к жизни, но не ради будущего спасения, а потому что это прилично человеку.
В I тысячелетии до н. э. единая религия разделяется на учение Конфуция – конфуцианство – этическое направление, и учение Лао-цзы – даосизм, тяготеющий к мистике.
Конфуцианство играло в Китае роль основной религии. Основными принципами учения Конфуция были – почитание предков, соблюдение обычаев, чувство долга. Тогда возникает гармония с миром и вечным космосом, продолжающаяся и после смерти.
Учение Лао-цзы – это мистическое учение о вечном пути Дао. Познать Дао, слиться с ним и есть смысл жизни. Высшей целью китайских даосов было уйти от страстей и суеты к первобытной простоте и естественности.