Поединок с манипулятором. Защита от чужого влияния - стр. 16
– Хорошие дети всегда слушают своих родителей.
– Женщина, не имеющая детей, – неполноценна.
– Настоящий мужчина никогда не плачет.
– Люди старше 40 лет необучаемы в принципе.
Список можно продолжать бесконечно. Каждый из нас носит в себе большее или меньшее количество иррациональных представлений, которые мы отчасти усваиваем с родительскими наставлениями в детстве, отчасти получаем из окружающей нас социальной среды (общение с друзьями, коллегами, средства массовой информации и т. д.). Некоторые иррациональные идеи являются обобщением собственного опыта человека.
Иррациональные представления осложняют нашу жизнь и в определенном смысле являются зоной нашей уязвимости. С одной стороны, именно из-за них те или иные события мы воспринимаем не вполне адекватно. С другой – иррациональные представления дают манипулятору «зацепку» для достижения им своих целей.
Мишень 2. Чувства
Моя дочь в 7-летнем возрасте, говоря о манипуляции и пока не зная, как это называется, именовала манипулирование «игрой на чувствах», и в этом детском определении, на мой взгляд, есть немалая доля правды.
Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания человека, которые выражают его отношение к себе самому, другим людям, ситуациям или объектам. Чувства относительно постоянны во времени, в отличие от эмоций, и даже могут им противоречить: например, мать сердится на ребенка, увидев замечание в его дневнике (это ситуативная эмоция), но при этом не перестает любить его (чувство). Чувства – это любовь и ревность, страх, ненависть, нежность, зависть, уважение, благоговение, привязанность, самовлюбленность, гордость… Чувства человека выражают его индивидуальность и вместе с тем делают его уязвимым для манипуляции. Потому что умелый манипулятор легко использует чувства человека как попутный ветер для достижения своих целей…
Констанция Бонасье в исполнении Ирины Алферовой умело манипулирует Д’Артаньяном (художественный фильм «Д’Артаньян и три мушкетера»), посылая его в Лондон за алмазными подвесками. Молодой гасконец очень самолюбив и, кроме того, влюблен в Констанцию – чтобы получить взаимность, он готов на все что угодно. Разберем этот пример.
К – Констанция
Д – Д’Артаньян
К: «Ах, что будет мне порукой, если я доверю вам эту тайну?»
Д: «Моя любовь к вам!»
К: «Боже мой, боже мой, могу ли я вам доверить судьбу королевы и мою жизнь?»
Д: «Однажды ночью все это уже было в моих руках!»
К (подходит сзади и обнимает Д): «Вы должны отправиться к нему в Лондон…»
Д: «В Лондон, к Бэкингему!!!»
К (отходит): «Сумеете ли вы?»