Размер шрифта
-
+

Поднебесная страна/ Традиции, культура, праздники, кухня, медицина - стр. 6

Пять элементов китайской Вселенной

Более всего знакомая Западу китайская идея – понятие об инь и ян, противоположных, но сосуществующих началах. Изначально эти слова означали теневой и солнечный склоны горы, но в философском смысле они включают много противоположных по значению пар – темное и светлое, мокрый и сухой, женское и мужское, слабый и сильный, мертвый и живой и т. д. Кстати, плохое и хорошее в эти пары не входит и прямо не противопоставляется. И если вы захотите в связи с этим пофилософствовать об относительности добра и зла, китайцы вас поймут.

Примерно в то же время, когда инь и ян стали означать не только два склона горы, но и все окружающие вещи и явления, в китайском сознании прочно закрепилось еще одно понятие.

Долгое время китайцы делили свою Вселенную на четыре части – Небесного Дракона, Белого Тигра, Красную Птицу и Черную Черепаху; восток, запад, юг и север; весну, осень, лето и зиму. Но примерно в III в. до н. э. появилась концепция пяти элементов, которая с тех пор властвует над сознанием людей Поднебесной. К четырем направлениям и четырем сторонам света добавился «центр» – пятый основной элемент. Так родилась идея у син – пяти элементов, которые составляют Вселенную: дерево, огонь, земля, металл и вода.


Схема пяти первоэлементов (у син)


Даосы считали, что мир делится на инь и ян, которые рождают пять элементов, а из тех, в свою очередь, возникают десять тысяч вещей, вань у. «Десять тысяч» для древнего китайца – бесконечное множество, все, что существует под Небом.

Пять элементов воспринимаются не как субстанции, но как виды постоянно выделяющейся энергии, в каком-то смысле это природа, идея вещи. Природа воды – смачивать и литься вниз, природа огня – согревать и восходить вверх, дерева – сгибаться и снова выпрямляться, металла – подвергаться деформации и принимать различные формы, природа земли – плодоносить. В период Борющихся царств (475–221 гг. до н. э.) возникла идея о том, что элементы не только рождают друг друга, но и борются друг с другом. Дерево рождает огонь, огонь рождает землю, земля рождает металл, металл рождает воду, а вода рождает дерево. По другой концепции, вода разрушает огонь, огонь побеждает металл, металл разрушает дерево, дерево побеждает землю, а земля превосходит воду.

Со временем практически каждый аспект жизни получил интерпретацию в свете теории пяти элементов. Каждому элементу стали соответствовать определенное время года, цвет, сторона света, запах, число, внутренние органы и т. д. Смена времен года отражает взаимозависимость пяти элементов; весной доминирует дерево, которое рождает огонь – летний элемент. Огонь рождает землю, которая является характеристикой центра – третьего летнего месяца. Земля, в свою очередь, рождает металл – доминирующий осенний элемент, а металл порождает воду зимы.

Страница 6