Поднебесная страна/ Традиции, культура, праздники, кухня, медицина - стр. 13
Фэншуй стал неотъемлемой частью китайской культуры более трех с половиной тысяч лет назад, но до сих пор идут споры – наука это или искусство, лежит в его основе строгое знание или запредельная сенситивность? Можно сказать, что это доступный каждому свод практических правил и советов, как жить на земле. Регламентации эти зачастую так же просты, как надпись «Не стой под стрелой!». Но, с другой стороны, правил так много, а применение их бывает столь заковыристо, что усвоить предписания фэншуя и научиться использовать их иногда можно только к концу жизни.
Само слово «фэншуй» состоит из двух частей. «Фэн» – ветер, но иероглиф этот можно перевести и как «дуновение жизни», «стиль», «поветрие». «Шуй» – вода, один из основных элементов мироздания, основа жизни. Если пойти дальше, то можно вспомнить, что река в даосском понимании – олицетворение течения дао, сокровенной сути бытия. А китайский поэт сравнил бы «фэншуй» с рябью на водной поверхности, в которой мудрец способен прочесть невидимые для непосвященных знаки… Присутствие частиц жизненной энергии ци, незримых сил природы, мастер фэншуя чувствует везде: в живых и неживых объектах, в естественном или антропоморфном пейзаже, в скалах, водоемах, растениях.
Фэншуй использовался еще во времена династии Чжоу (1027–777 гг. до н. э.) как техника для обнаружения благоприятного места для могил, но потом выяснилось, что найти правильное место жительства для живых – задача тоже не из простых. Так эти принципы стали использовать при планировке домов и поселений.
Хотя фэншуй восходит к древнейшим временам взаимоотношений человека и природы, в виде оформленного свода знаний он предстал по китайским понятиям совсем недавно – в XII–XIII веках при династии Сун, когда Ван Ци и несколько других ученых сформулировали само это понятие. Тогда же возникли Фуцзяньская школа (школа компаса) и школа Цзянси (школа формы). Фуцзяньская школа в своих построениях руководствовалась специальным геомантическим компасом, а школа Цзяньси пыталась интерпретировать жизненные силы, которыми обладает земля. Ее последователи изучали пейзаж, особое внимание уделяя горам и источникам, полагая их кровеносными артериями Дракона. Влияние этой школы и сегодня хорошо заметно в южном Китае, где дома ловко вписываются в ландшафт, но не доминируют в нем. На севере же страны, с равнинами и недостатком воды, такая школа просто не могла прижиться.
Конечно, не обошлось без поиска точных соответствий сил ян и инь, светлой и темной сторон мироздания, его мужского и женского начал. Но я не стану столь глубоко влезать в лабиринт китайских премудростей. Скажу только, что основной принцип фэншуя – даосская вера в то, что все является единым целым: небо, земля и человечество, а ключ к гармоничной и удачной жизни – сосуществование человека и природы в идеальной окружающей среде.