Размер шрифта
-
+

Подмосковье. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры - стр. 46


Так, по просьбе митрополита Московского Алексия Сергий Радонежский в 1365 г. отправился в Нижний Новгород с дипломатической миссией – повлиять на противника; и он принудил к миру с Москвой князя Бориса Нижегородского. В 1385 г. Сергий встречался с рязанским князем Олегом, склонил его к примирению и союзу с Москвой. В спорах между удельными князьями игумен Сергий всегда был миротворцем. Но первым из представителей русского духовенства открыто поддержал сопротивление ордынским захватчикам, призвал к борьбе с ними. Сергий Радонежский благословил великого князя Московского Дмитрия Ивановича на битву с ордынцами и даже дал ему для участия в битве (при их согласии) двух иноков из бывших бояр – Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Так при поддержке Сергия Радонежского в 1380 г. началось освобождение Руси от ордынского ига. Умер он в возрасте 78 лет. В 1422 г. Сергий Радонежский был причислен к лику святых. Позже еще два игумена Троицкого монастыря – Никон Радонежский (умер в 1426 или 1428 гг.) и Савва Сторожевский (Звенигородский, умер в 1406 г.) – также были причислены к лику святых.

История Троицкого монастыря (Троице-Сергиева лавра), жизнедеятельность этой обители связаны с большим числом канонизированных личностей и других значимых россиян.


Канонический образ Сергия Радонежского


В истории Русской православной церкви Троицкий монастырь занимает особое место. В XVII в. монастырь сыграл важную роль в освобождении России от польско-литовской интервенции, став одним из инициаторов объединения сил и освобождения страны. С осени 1608 г. по январь 1610 г. многочисленные и хорошо вооруженные войска поляков осаждали монастырь. Бывало, что 2,3–3 тысячи защитников крепости (это были примерно 250 конников и пеших воинов, 100 пушкарей, кузнецов, конюхов, 450 монахов, остальные – спрятавшиеся в монастыре крестьяне с женами, детьми, стариками) противостояли 15, 20, 30 тысячам противников, то есть защитников было в 7—10 раз меньше, чем нападавших, и все-таки они выстояли, не сдались врагу, выдержали 16-месячную осаду. Во главе наступавших поляков стояли гетман, пан Я. Сапега и военачальник А. Лисовский, а во главе защитников монастыря – архимандрит Иосиф. Поляки не смогли взять монастырь приступом, поэтому стали делать подкопы. Два защитника монастыря, Никон Шилов и Слота, чтобы помешать земляным работам поляков, забрались в подкоп и взорвали его вместе с собой.

Троицкий монастырь инициировал образование Нижегородского ополчения, в нем составлялись грамоты, призывавшие русских к объединению для защиты и освобождения Москвы, всей России. Возглавлял это начинание архимандрит монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын. По инициативе Дионисия из Троицкого монастыря в Нижний Новгород осенью 1611 г. пришла грамота, в которой иноки просили новгородцев поспешить на спасение Москвы от поляков. Эта грамота была прочитана в Спасском соборе Новгорода; затем к новгородцам обратился староста Кузьма Минин. Это стало началом создания Нижегородского ополчения для освобождения Москвы, России от поляков. Позже архимандрит Дионисий и келарь Авраамий ускорили начало выступления к Москве ополчения во главе с князем Д.М. Пожарским и К.М. Мининым из Ярославля (где уже стояло ополчение). Авраамий Палицын сыграл важную роль и в самом бою за Москву, подняв на помощь русскому войску казаков.

Страница 46