Подлинная история жизни и смерти Емельяна Пугачева - стр. 59
Кстати на вопросе «яицких казаков» у самого А. Пушкина с его современниками из числа критиков случался и первый громкий скандал!
Критики заявили, что ч.1 «Истории» «заимствована» Пушкиным у другого автора! И вот что ответил в свое оправдание Пушкин в статье «РАЗБОР СТАТЬИ, НАПЕЧАТАННОЙ В «СЫНЕ ОТЕЧЕСТВА» В ЯНВАРЕ 1835 ГОДА»
«Несколько дней после выхода из печати «Истории Пугачевского бунта» явился в – «Сыне Отечества» разбор этой книги. Я почел за долг прочитать его со вниманием, надеясь воспользоваться замечаниями неизвестного критика. В самом деле, он указал мне на одну ошибку и на три важные опечатки.
Статья вообще показалась мне произведением человека, имеющего мало сведений о предмете, мною описанном. Я собирался при другом издании исправить замеченные погрешности, и оправдаться в несправедливых обвинениях, и принести изъявление искренней моей благодарности рецензенту, тем более, что его разбор написан со всевозможной умеренностию и благосклонностию.
Недавно в «Северной Пчеле» сказано было, что сей разбор составлен покойным Броневским, автором «Истории Донского войска».
Это заставило меня перечесть его критику и возразить на оную в моем журнале, тем более, что – «История Пугачевского бунта», не имев в публике никакого успеха, вероятно не будет иметь и нового издания.
В начале своей статьи, критик, изъявляя сожаление о том, что – «История Пугачевского бунта» писана вяло, холодно, сухо, а не пламенной кистию Байрона и проч., признает, что эта книга – «есть драгоценный материал, и что будущему историку, и без пособия нераспечатанного еще дела о Пугачеве, нетрудно будет исправить некоторые поэтические вымыслы, незначащие недосмотры, и дать сему мертвому материалу жизнь новую и блистательную».
За сим г. Броневский отмечает сии поэтические вымыслы и недосмотры «не в суд и осуждение автору, а единственно для пользы наук, для его и общей пользы».
Но все у А. Пушкина осталось в планах…
А мы, переходя к «яицким казакам» вначале попытаемся разобраться с историей их появления на исторической сцене!
Эпиграфом к поднятому вопросу может служить вот эта пословица, ходившая в среде яицкого казачества этого осколка последней на территории Российской империи «казачьей вольности» -«речных рыцарей».
"Живите, братцы, пока Москва не видит, Москва увидит, жить не даст".
Очень хорошая и крайне злободневная как для наших дней народная мудрость!
Сами же московские (российские) историки давно и много чего (хотя и неправдивого в силу присущего им шовинизма) пишут об яицких (уральских) казаках.