Под опасным солнцем - стр. 16
Вырезанные участки дороги не помогают каткам или наклону статуи. Кроме того, хрупкие статуи были перевезены на многие далекие аху (подставки), вверх и вниз по крутым холмам и по неровной и каменистой земле, где вообще не было никаких следов дороги.
Кэтрин Рутледж рассказывает следующий анекдот. Когда-то мы осматривали аху, построенный на возвышении, одна сторона была отвесной скалой, другая была склоном 29 футов, таким же крутым, как крыша дома, около вершины лежала статуя. Самые умные из наших гидов обратились ко мне значительно: «Вы хотите сказать мне, что это не было сделано могущественными силами». Рутледж отмечает, что, кроме церемониальных дорог и их продолжений, есть следы другого пути, который, как говорят, проходит по всему морскому побережью острова. Она известна как Ара Махива, ара означает «дорога», а Махива – это имя духа или божества, которое, как считается, сделало это. Дорога выглядела как сплошная борозда: на северном и западном побережьях она проходит большую часть пути вдоль вершин скал и проходит вдоль восточного и западного краев Рано Као.
Когда остров был впервые создан и стал известен нашим предкам, земля была пересечена дорогами, красиво вымощенными плоскими камнями. Хеке был строителем этих дорог, и именно он сидел на почетном месте посередине, где дороги разветвлялись во всех направлениях. Дороги были хитроумно придуманы, чтобы представить план паутины серого и черного остроконечного паука, и ни один человек не мог обнаружить его начало или конец.
Массивные пандусы не использовались, чтобы поднять статуи на платформы; это потребовало бы колоссального количества дополнительного труда. Pukao – головной убор или topknot – это мягкий цилиндр из красного туфа, добытый из небольшого кратера в Puna Pau. Некоторые принимают форму усеченного конуса, в то время как другие имеют более узкую ручку в верхней части. Поскольку их имеют только около 60 статуй, считается, что они являются поздним дополнением, связанным только со статуями на крупнейших и наиболее важных платформах.
Некоторые исследователи рассматривают их как признак продолжающегося соперничества между сельскими жителями или родственными группами. Наблюдательные и поэтичные маори с помощью мифа объяснили происхождение Северного острова, действительно напоминающего очертаниями ската с заливом-выемкой на восточном берегу. Но рассказы о чудесном рыболове Мауи заставляют подумать и о другом. Мауи известен не только в Полинезии, но в Микронезии и даже в Меланезии, например, на новых Гебридах. Сказания о нем – это один из древнейших пластов полинезийского фольклора, они уходят в глубь тысячелетий. Мифы об островах, где удил Мауи, в общем-то, верно, хотя и в образной форме, трактуют о происхождении архипелагов Полинезии: большинство их образовано деятельностью вулканов, они и в самом деле поднялись со дна океанов. На коралловых атоллах бытуют иные легенды, которые связывают происхождение мира с магической коралловой ветвью [150].