Почки. Как у вас дела? - стр. 25
Современное искусство тоже не осталось в стороне. Марсель Дюшан, член-учредитель Society for Independent Artists, захотел проверить, насколько широким взглядом на вещи обладают члены жюри, отбирающие произведения для новой экспозиции. Для этого он представил на конкурс инсталляцию в виде перевернутого фарфорового унитаза, которую назвал «Фонтан» и подписал псевдонимом R. Mutt.
Энди Уорхол создал серию картин под названием «Оксидная живопись» (Oxidation paintings). Сперва медные пластины покрывались красками, которые окислялись и меняли цвет после того, как на них мочились Энди Уорхол и его друзья. В результате получались «картины» с изображением, возникшим совершенно случайно. Первая серия, созданная в 1978 году, абстрактна, хотя зеленоватые брызги, как бы стекающие по направлению к центру каждой картины, чем-то напоминают серию портретов, выполненных в технике шелкографии и трафаретной печати. Вторая серия того, что сам Уорхол называл piss paintings, датируется 1984 годом. Техника исполнения та же, хотя картина и представляет собой трафаретную печать Жана-Мишеля Баскиа, с которым он сотрудничает в те годы, этаким Aging Ali in Fight for Life. Все эти произведения выполнены в память о Джоне Поллаке и его знаменитой «капающей» живописи (dripping). Многие другие современные художники, такие как Pierre и Gilles или Kiki Smith, использовали эту технику.
Помимо использования в качестве техники живописи, моча была также объектом созерцания и художественного восхищения. Если итальянский художник Пьеро Мандзони под влиянием ready-made Марселя Дюшана прославился своим одиозным произведением под названием «Дерьмо художника» (Merdes d’Artiste, на итальянском Merda d’artista), то художник из Ниццы Бен Вотье олицетворяет себя со стаканом с мочой и подписывает его. Большой поклонник Дюшана, он представит подписанный флакон с мочой в парижском Grand Palais на выставке современного искусства во Франции.
В Средние века моча была уже оценена в качестве художественного произведения; она стала предметом и поводом для написания нескольких стихотворений. Самым известным поэтом, воспевшим мочу, был монах-бенедиктинец Пьер-Жиль де Корбей, каноник собора Нотр-Дам в Париже, скончавшийся в 1224-м. Он сочинил, в частности, большую дидактическую поэму Urinis, куда вошли 352 стихотворения. За красоту текста и глубину смысла это произведение использовалось как пособие по урологии вплоть до XVI века.
Присутствие мочи в качестве важного элемента художественного творчества часто встречается в литературе, а в последнее время и в кино. Фердинанд Селин, Альбер Симонен и Огюст Ле Бретон отдавали должное моче, отводя ей центральное место в своих произведениях.