Размер шрифта
-
+

Почему русские – русские (Русский меридиан) - стр. 76

– Где финны – а где сарматы!

– Рядом! Нижнее Поволжье, Южный Урал, Верховья Оби – угро-финны! Родина будущих гуннов – Южное Зауралье. Волга, чуть не до нынешней Казани, Башкирия, юг Дона – место проживания предков венгров, то есть угро-финнов. Эта версия тем более становиться правдоподобнее, когда мы постоянно находим в культуре древних угро-финнов и финнов следы влияния народов иранской группы. Обмен культурами и генами тут и происходил: на северном берегу Каспия и в Нижнем Поволжье. Так что же получается: сарматы тоже конгломерат племен и рас? Именно так! И приведу я слова историка М. И. Алексеева: «…Множественность сегодняшних этносов на планете предполагает аналогичную и в прошлом!»42). Следует думать, что славянство в первые века н. э., а возможно, и несколько ранее находилось в соприкосновении с сарматами, но здесь не было слияния двух племенных групп. На сильное отличие от сарматов – хозяйственное и вообще этнографическое – несомненных предков славянства венедов (венетов) указал в I веке н. э. Тацит. В 100 году сарматы подошли к Риму…

На рубеже античного времени и раннего Средневековья потомкам сарматов все чаще присваивается наименование аланы; впоследствии их языковые наследники носили название асы, или (в русских летописях) ясы (предки теперешних осетин).

Национальные мифы и заблуждения (продолжение)

Кстати, у потомков славян, конкретно, у поляков есть и свой собственный миф – сарматский! С середины XVI векапольские гуманисты начинают высказывать мысль о том, что польская шляхта происходит от сарматов, древнего степного народа, известного из греческой и римской этнографии. В XVII веке этот тезис стал основой идеологии польской знати – сарматизма (своего рода социальный расизм: аристократия считалась потомками сарматов, а простонародье – славян и литовцев).

«Представление об идеальном поляке «Связано с сарматским мифом, который очень был важен для Польши и служил, и может быть, даже до сих пор во многих случаях служит неофициальной национальной идеей. Представление о сарматском мифе уходит в довольно далекую древность, примерно к XV-XVI векам, когда складывалось представление о том, откуда взялись славяне. Установилось представление о том, что на территории Польши жили сарматские племена, которые восходят к скифам, воинственным племенам, которые, собственно говоря, и построили Польское государство и дали начало польской народности.В соответствии с этим, выстраивался образ идеального поляка как сармата, мужественного воина, (примерно как германского арийца) беспощадного к врагам, сурового, несколько грубоватого, проводящего свою жизнь на коне, с младенчества, владеющего оружием. И вторая, более поздняя ипостась вот этого поляка-сармата, которая уже оформилась где-то во второй половине XVIII, это идеальный поляк на фоне сельской идиллии, поляк – помещик, хранитель традиций мирной старины, если можно так выразиться, живущий на лоне природы, ведущий простую сельскую жизнь. Но для польского образа идеального сармата всегда была очень важна религиозная составляющая, в нее входил обязательно католицизм. И очень часто подчеркивалось, что вот этот несгибаемый воин-сармат не просто борется с какими-то абстрактными врагами, а он борется с врагами Христовыми, с врагами истинной католической веры.

Страница 76