Почему русские – русские (Русский меридиан) - стр. 16
Правда, кроме антропологии и языка есть и еще обстоятельства, которые позволяют человеку считать себя представителем того или иного этноса. Но повторюсь и подчеркну, прежде всего, «самому себя считать», ибо причисление к этносу – часть самосознания. Грубо говоря, этнос каждого из нас живет в сознании каждого из нас. То есть, как сказал доктор биологических наук, этногенетик Олег Балановский: «этнос живет в голове!»
Почему я такой?
Чем один народ отличается от другого? Это только на первый взгляд кажется – ну, чего проще?! Разве можно спутать зулуса и китайца, северо-американского индейца и австралийского аборигена? Они же разные! И по цвету кожи, и по конструкции лица – форма носа, разрез глаз и т. д. и т. п. А как различить, например, европейцев: финна, англичанина, белоруса и ярославского мужика?
– Чего проще! Пусть заговорят! Языки-то разные!
Но Лев Николаевич Гумилев любил рассматривать этот вопрос, начиная его с рассказа о своей матери – Анне Ахматовой.
– Моя мать, – говорил он, – до десяти лет не знала русского языка. Говорила по-французски. Но то, что она не француженка, не требует доказательств. Иначе не стала бы она великой русской поэтессой!
Александр Сергеевич Пушкин был, говоря языком расистов, цветным! Он был «квартеронец», то есть на 1/8 или даже четверть темнокожий. Его предки с одной стороны – русские бояре, а с другой стороны – чернокожие из Африки, или, как их называли в то время, – «арапы». Но он – великий русский поэт, и никому в голову не придет считать его африканцем. Хотя в Африке к нему относятся с большим почтением и даже поставили памятник – как великому негритянскому поэту. Последнее обстоятельство к нашему разговору не относится – это сфера политики, а не антропологии, этнографии, истории и других наук, к коим мы будем обращаться.
Перечень, начатый Львом Гумилевым, можно продолжить. Сын русского барина и пленной турчанки – великий поэт Василий Жуковский, среди предков Лермонтова – шотландцы, что не помешало ему стать русским гением, Куприн наполовину – татарин, предки Достоевского – поляки, хотя он их терпеть не мог и т.д.
Так, где же критерий, что позволяет относить человека к тому или иному народу?
Л. Н. Гумилев предлагает следующую ситуацию. В трамвае едут грузин, татарин, русский и немец. Допустим, что все они обладают среднеевропейской внешностью, поскольку бывают светловолосые татары и грузины и очень черноволосые немцы и русские. Определить, кто из них кто, пока они молчат – невозможно. Национальность можно определить по акценту, но только в том случае, если они знают родной язык. А если для них родной язык – русский? И они говорят на нем без акцента?