Размер шрифта
-
+

Почему наука не отрицает существование Бога? О науке, хаосе и пределах человеческого знания - стр. 27

В объемной посвятительной надписи, датированной с помощью упомянутого солнечного затмения 701 годом до н. э., говорится о завоевании Сенаххерибом Иерусалима. Надпись гласит: «Сенаххериб пошел в землю хеттов и по пути пленил Езекию Иудея… посадив его, словно птицу в клетку, в его царской столице Иерусалиме». В Четвертой книге Царств (4 Цар. 18: 13) это же событие изложено с точки зрения евреев, согласно которой оно имело место в 14-й год правления царя Езекии. Такая сильная корреляция между данными Библии и ассирийских источников позволяет нам точно определить хронологию еврейских царей, описанных в Ветхом Завете.

Таким образом, мы теперь точно знаем, что основатель еврейской династии, царь Давид, правил около 1000 года до н. э. Другое подтверждение этой части библейской истории представлено археологическими находками, среди которых надпись, обнаруженная в Тель-Дане на севере Израиля. Эта надпись содержит описание «дома Давида».

Во времена становления Израильского царства евреи вели полукочевой образ жизни в холмистых местностях Иудеи и Самарии, где позже стали возникать более постоянные поселения. Археологи открыли несколько таких деревень, каждая из них была построена в виде поставленных кольцом домов, в центре кольца находился загон для скота. Религиозные обряды отправлялись на бамотах – подмостках или природных возвышениях, – большое число которых было также обнаружено археологами. В одном из бамотов нашли бронзовую статуэтку быка, напоминающую золотого тельца Исхода, а также золотых тельцов, установленных, согласно Библии, царем Иеровоамом в Дане и Вефиле. Религия евреев на этой стадии представляла собой переходную ступень от идолопоклонничества к монотеизму. Памятники этой стадии характерны для археологических находок, датированных приблизительно 1000 годом до н. э.

После царствований Давида и Соломона, которые начались около 1000 года до н. э. и продолжались следующие полстолетия, Израильское царство раскололось надвое. Южная его часть стала называться Иудеей. В ней продолжали царствовать потомки Давида, а Израиль – северное царство – расположился на плодородных холмах Самарии.

Уникальное археологическое доказательство существования дома Давида дошло до нас в виде арамейской надписи (арамейский язык в те времена был языком межнационального общения на Ближнем Востоке), нанесенной на огромном камне, воздвигнутом в честь военных побед Азаила, арамейского царя Сирии, соперницы Израиля.

В этой древней надписи содержится упоминание о династии Давида и о библейском иудейском царстве. В надписи Азаил хвастает убийством двух царей – Иорама Израильского и «Ахазии из дома Давида». Хотя имя Азаила не упоминается в Библии, сам факт того, что археологическая находка свидетельствует о существовании израильской династии Давида, имеет огромное значение для подтверждения по крайней мере некоторых рассказов Ветхого Завета.

Страница 27