Размер шрифта
-
+

Почему наука не отрицает существование Бога? О науке, хаосе и пределах человеческого знания - стр. 24

Уже в I веке нашей эры мудрец и толкователь Талмуда Гиллель Старший одной фразой сформулировал главное содержание Ветхого Завета: «Что ненавистно тебе, не делай ближнему своему; в этом вся Тора; все остальное – лишь ее комментарии». Идея любви к ближнему веками проповедовалась как иудеохристианская мораль, которую вплоть до нашего времени толковали и интерпретировали еврейские и христианские мыслители. Таким образом, абсолютно неверна доктрина Докинза (должны ли мы «уступить религии право говорить нам, что есть добро, и что есть зло?»), Харриса, Хитченса, Деннетта и других новых атеистов.

Католическая церковь стремилась сохранить буквальную интерпретацию Библии и центральную роль Земли в мироздании и поэтому выбрала в качестве руководства ненаучные идеи дохристианского философа Аристотеля (IV век до н. э.), философия которого основывалась на теоретических рассуждениях, а не на опыте. Теория Аристотеля страдала рядом заблуждений, например – легкие тела падают быстрее тяжелых (это утверждение было опровергнуто Галилеем много столетий спустя). Геоцентризм Аристотеля, его убеждение в неизменности природы стали столпами католической веры, противостоявшей развитию науки с конца XVI до второй половины XVII века. Кульминацией этого противостояния стал суд над Галилеем. Но наука не отступила, дело Галилея продолжили такие великие мыслители, как Кеплер, Декарт, Лейбниц и Ньютон.

Прежде чем перейти к рассмотрению важнейших достижений этих великих умов, создавших физическую науку (средство, с помощью которого мы постигаем природу и физические феномены) в том виде, в каком она существует и сегодня, нам стоит разобраться с археологическими подтверждениями описанных в Библии событий. В настоящей главе мы рассмотрели развитие религиозных идей в его связи с развитием науки и последующее ее расхождение с религией по мере созревания и становления. В следующей главе мы займемся археологическими и историческими доказательствами западных религиозных основ.

Глава 2

Почему археология не опровергает Библию

Ричард Докинз в книге «Бог как иллюзия» утверждает, что не существует никаких объективных свидетельств в пользу истинности библейских историй. Кристофер Хитченс соглашается с Докинзом в книге «Бог не любовь», заявляя, что современная археология опровергла библейскую историю («ни один религиозный миф не подтверждает и не содержит истину»). В действительности это не совсем так. Библейская археология в настоящее время стремительно развивается: мы получили массу данных о существовании древних поселений в Святой Земле и о событиях, описанных в Библии (хотя в них не было ничего сверхъестественного).

Страница 24