Размер шрифта
-
+

По ту сторону порнографии и морализма. Три опыта прочтения «Лолиты» В. В. Набокова

1

При этом Мережковский был решительно против смешения балагана с трагическим— новаторства символистов с социальной революцией.

2

См. в книге Мейерхольда «О театре» (1913) главу «Условный театр», написанную в 1907 г.

3

«Как читатель я умею размножаться бесконечно и легко могу набить огромный отзывчивый зал своими двойниками, представителями, статистами и теми наемными господами, которые, ни секунды не колеблясь, выходят на сцену из разных рядов, как только волшебник предлагает публике убедиться в отсутствии обмана» («Лолита. Постскриптум к русскому изданию» // 389). Театр одного зрителя создает особого рода затруднение для интерпретатора: необходимость обращаться к значениям, не предназначенным для «нормального» читателя.

4

Евреинов придавал особое значение тому, что место хорега, фимела, было первоначально жертвенником в честь Диониса (Евреинов 1996: 22); Мы не знаем, познакомил ли при встрече в Париже Евреинов Набокова с текстом «Театра и эшафота», но весьма вероятно, что он познакомил его со своей идеей.

Страница notes