По теневой, по непарадной. Улицы Петербурга, не включенные в туристические маршруты - стр. 28
Этой фразой можно было бы закончить рассказ об Александре Матросове. Если бы не одно «но». В архиве Министерства обороны России в Подольске хранится карточка рядового Матросова. На ней другая дата смерти – 27 февраля. Согласно документам, Матросов и не мог погибнуть 23 февраля, поскольку на передовую их полк прибыл только 25-го числа.
Зачем понадобилось на четыре дня укорачивать и без того короткую жизнь комсомольца Матросова? На этот вопрос ответить проще простого. Чтобы подчеркнуть значение 25-летия Красной армии, чтобы поднять боевой дух в войсках, чтобы иметь не только «реабилитированных» Сталиным героев прошлого, в числе коих Александр Невский, Александр Суворов, но и своих Александров-защитников. Матросов, как нельзя лучше, подходил на роль героя современности.
Но то, что вокруг него был официально создан ореол, ничуть не умаляет его подвига. Как бы некоторые историки не пытались изобразить его подвиг случайным стечением обстоятельств.
Александр Матросов – герой, о чем свидетельствует и надпись на его комсомольском билете: «Закрыл телом боевую точку противника».
И он не погиб, а шагнул в бессмертие. Это произошло у деревни Чернушки, неподалеку от Великих Лук.
Прежнее же название улицы Александра Матросова – Батенина улица – велось с середины XIX в. по фамилии наследников купца Сергея Батенина.
Возведение городка текстильщиков – Батенинского жилмассива – закончилось в роковом для Ленинграда 1934 г., а строительство его по проекту Николая Рыбина началось семью годами ранее.
Устройство городков или домов специалистов – примета того времени. Красив соседний с городком текстильщиков дом № 61, стоящий на углу с Кантемировской улицей.
Лесной проспект, д. 61
Здание построено по проекту Григория Симонова, Тамары Каценеленбоген и Бориса Рубаненко в 1934–1937 гг. В советской архитектуре это уже время возвращения к классицизму. Однако в этом доме заметны следы недолгой эпохи конструктивизма. Они запечатлены в окантованных классическими рамками сплошь остекленных лестничных клетках.
Угловое расположение дома побудило архитекторов сделать его доминантой перекрестка. Основной корпус, выходящий на Лесной проспект, – пятиэтажный, в примыкающем к нему корпусе со стороны Кантемировской улицы семь этажей, а башня – восьмиэтажная.
Примечательно, что здание украшено в соответствии с эпохой, символами мирного труда рабоче-крестьянского государства: снопами пшеницы, инструментами проходчиков и строителей. Но в отличие от большинства домов того времени, на фасаде нет государственного символа советского времени – скрещенных серпа и молота.