Плетение из соломки и других материалов - стр. 2
Искусство соломоплетения представляет большой интерес и в наши дни. Трудно представить себе, что из спелой колосящейся в поле пшеницы можно изготовить изделия, достойные руки настоящего мастера, но, тем не менее, это так.
Материал
Солома – это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Она является дешевым и доступным материалом для плетения всевозможных утилитарных и декоративных предметов.
Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата.
Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Это очень доступный материал, не требующий сложной технологической обработки. Ржаная солома держит форму при плетении. Наши предки делали из нее посуду, в которой потом хранили зерно, потому что солому не едят мыши. Этот феномен уже в наше время исследовался учеными, и оказалось, что это действительно так.
Соломенный стебель делится на 4–5 междоузлий – колен.
Ржаная соломка имеет широкую природную гамму оттенков зеленого, желтого, золотистого цветов. Натуральная окраска ее зависит от условий произрастания растения, времени заготовки и условий хранения. В замоченном виде она мягка и эластична.
Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.
Для плетения небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную солому, которая имеет красивый желтый оттенок, но, к сожалению, недостаточно длинный стебель.
Заготовка соломы
Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.
Если заготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в закрытом проветриваемом помещении. Если же такую солому просушить на солнце, золотистый оттенок усилится. После просушки солому необходимо почистить. Сперва удаляют узлы, листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют по длине и толщине, связывают в пучки. Часть же соломы оставляют неразрезанной – она потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.
Перед началом работы соломинки длиной 10–30 см заливают кипятком и держат их некоторое время, чтобы они стали мягкими и эластичными. Не следует замачивать количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.