Плач третьей птицы: земное и небесное в современных монастырях
Сноски
Комментарии
1
Рейтинг ПРОДАЖ – вот что сегодня определяет качество литературы и профессионализм писателя; а побеждает повсюду легкий жанр, т. к. поддерживается раскруткой, на которую приверженцы массовых вкусов большие мастера.
2
То ли еще будет! На телевидении, сообщают, готовится реалити-шоу с исследованием монастыря в ряду таких замкнутых структур, как тюрьма, иностранный легион, израильская армия: сажаем туда нашего человека и показываем систему изнутри, – обещал в печати один из авторов проекта. Идея давно осуществлена в США.
3
Хотелось бы сравнить нынешнюю ситуацию с эпохой Миланского эдикта, когда народ узрел президента, то бишь императора, осеняющего себя крестным знамением, и хлынул в храмы, но совесть предостерегает от чрезмерного оптимизма.
4
Какие мифологемы! Положа руку на сердце, любой согласится, что люди были действительно благочестивее и пища действительно вкуснее – даже и в не такие уж древние времена.
5
Там, рассказывают, многочисленных паломников принимают с любовью, т. е. с учтивой улыбкой. «А я, – поделилась одна игумения, – как увижу эту толпу на праздник, в ужас прихожу: хватит ли еды, куда селить, а постельного белья точно на всех не наберем, а вода! а канализационная яма точно переполнится, а откачку не дозовешься!..»
6
Л. Д. Битехтина. Восток – Запад, опыт старчества. Умозрение души. М.: Пересвет, 2002. Приведенная неудобовразумительная фраза отражает стиль этой толстенной, более чем странной книги, открывающейся восхвалением «божественных интуиций» Терезы Авильской.
7
Вопреки веку просвещения. Жизнеописание и творения высокопреосвященного Гавриила (Петрова). Предисловие. М.: Паломник, 2001.
8
Архим. Рафаил (Карелин). Тайна спасения. М., 2001. С. 221–222.
9
Уже в начале XIX века подвижники покидали Рославльские (Брянские, Жиздринские) леса – по разным причинам, в том числе из-за истребления лесов – и устраивались по монастырям. Были и гонения на вольных монахов, с принудительным выселением. Но даже в самый расцвет пустынножительства (вынужденного, по причине закрытия монастырей), в XVIII веке, идиллии не наблюдалось: монахов преследовали земле- и лесовладельцы, грабили и избивали, иногда до смерти, разбойники; какой-нибудь проходимец мог, озоруя, поджечь домик отшельника, пока тот ходил в церковь. Чего же можно ожидать в нынешних лесах!
10
А. Ф. Лосев. Диалектика мифа. М., 2001. С. 168.
11
Прп. Макарий Оптинский. Письмо свт. Игнатию (Брянчанинову). В кн. Странствие ко вратам вечности. М., 2001.
12
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990.
13
Цит. по: И. К. Смолич. Русское монашество. М., 1997. С. 26.
14
См.: Архиеп. Феодор (Поздеевский). Смысл христианского подвига. В кн. Жизнеописание. Избранные труды. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. С. 52–58.
15
В известных биографиях Пушкина (в том числе авторства Л. Гроссмана, очень советской, всячески усиливавшей революционные взгляды поэта), мысль о ссылке (разумеется, не о затворе) в Соловки или Сибирь приписывается Александру I, раздраженному намеком на отцеубийство в оде «Вольность». Посоветовавшись с директором лицея Энгельгардтом, царь смягчился, и Пушкин поехал на юг.
16
Речь идет всего-навсего о временных запретах государственной цензуры, к которой ученые монахи имели отношение весьма опосредованное: Цензурный Комитет подчинялся Синоду, а в Синоде заседали архиереи; конечно, они не вникали в последние достижения науки, живописи и литературы, доверяя специалистам Цензурного Комитета.
17
Г. Прошин. Черное воинство. М.: Политиздат, 1985. С. 123–124.
18
Со времени петровской секуляризации у нас постепенно сложились фактически две литературы – церковная и светская.
19
А. С. Пушкин. Борис Годунов. М., 1939.
20
А. К. Толстой. Иоанн Дамаскин. В сб. Стихотворения. Царь Фёдор Иоаннович. Тула, 1979. С. 187.
21
Н. С. Лесков. Собр. соч.: В 12 т. М., 1989. Т. 2. С. 334, 336.
22
Цит. по сб.: Макариевские чтения. Можайск, 2003. С. 518.
23
Цит. по: Архиеп. Феодор (Поздеевский). Жизнеописание. Избранные труды. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. С. 125.
24
Перевод А. Сергеева.
25
См.: В. М. Лурье. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000.
26
Там же. С. 159–160. Автор предвещает скорую деинституализацию монастырей, ссылаясь на одно из «Писем к друзьям» М. А. Новоселова, датированное 2 декабря 1923 г., когда верующие единодушно предчувствовали наступление конца света буквально со дня на день. Новоселов цитирует подходящие к случаю слова святителя Игнатия: «В наше время монастыри находятся в ужаснейшем положении»… и т. д. Корректно ли, спустя полтора века, приравнивать наше время ко времени святителя Игнатия? Хуже оно или лучше, каждое время несет свое бремя. Тот же святитель Игнатий в том же месте призывал понимать дух времени. Кстати сказать, на с. 152 В. М. Лурье приводит высказывание святого Антония Великого, из которого следует, что и преподобный Антоний считал свое время (IV век) последним. В каком-то смысле так оно и есть: отсчет конца начался с пришествия Христова, что, однако, не помешало возникновению и развитию монашества.
27
Свт. Григорий Богослов. Собрание творений. М., Минск, 2000. Т. 1. С. 215.
28
Свт. Игнатий (Брянчанинов). О монашестве. Собр. соч. М., 2001. Т. 1. С. 530–531.
29
П. Евдокимов. Православие. М., 2002. С. 37.
30
П. Евдокимов. Этапы духовной жизни. М., 2003. С. 119.
31
Преподобного Никиты Стифата первая деятельных глав сотница. Добротолюбие. Указ. изд. Т. 5. С. 101.
32
Добротолюбие. Paris, YMCA-PRESS, 1988. Т. 5. С. 262.
33
См. в кн.: Без Церкви нет спасения. М., СПб., 1998. С. 243.
34
Конечно, ни в одном уставе, ни в истории монастырей ничего подобного не найдешь. Но ведь диктуют обстоятельства, за неотвратимостью которых просматривается воля Божия: «Мы создали небольшой скит в Рязанской области… К нам пришли крестьяне из соседней деревни Слободка и сказали: Отцы святые, возьмите нас хоть крепостными, мы четыре года не получали зарплату, нас 800 человек и мы не знаем, как дальше жить…». См. беседу с настоятелем Сретенского мужского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в газете «Татьянин день», ноябрь 2004. С. 24.
35
Руководство милиции Наровчатовского района Пензенской области связало существенное снижение подростковой преступности с деятельностью Троице-Сканова женского монастыря, который организовал летний трудовой лагерь и четыре воскресные школы при храмах (интернет).
36
Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. М., 1991. Ч. 5. С. 39.
37
Цит. по: Архим. Илия (Рейзмир). Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. С. 55–56.
38
Ин. 3, 16.
39
Свт. Василий Великий. Указ. изд. С. 39–40.
40
История египетских монахов. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. М., 2001. С. 61–65.
41
Мф. 25, 15–28.
42
Евр. 11, 8.
43
Иоанн Креститель принимал живое участие в жизни монахов Палестины, он был для них игуменом, наставником и заступником. В «Луге духовном» (репринт издания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915. С. 6–7) приводится умилительный рассказ об измученном плотской бранью подвижнике Кононе (VI в.), который решил покинуть монастырь. Встречает его Иоанн Креститель и кротко говорит: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Конон же ответил с гневом(!): «Будь уверен, ни за что не вернусь! Ты не раз обещал мне это и не исполнил своего обещания!» С прежней кротостью великий Иоанн объясняет: «Я желал, чтобы ты получил награду за эту брань, но так как ты не захотел, я избавлю тебя… Но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг».
44
Прот. Николай Агафонов, автор замечательных рассказов в сб. «Преодоление земного притяжения». Самара, 2004.
45
Свет радости в море печали. М., 2004. С. 9.
46
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. соч. М., 2001. Т. 1. С. 638.
47
Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. М.: Паломник, 1994. С. 202.
48
После раздумий вышло решение не называть авторов, высказывания которых побуждают к полемике, чтобы не переходить на личности и не умножать бесконечные ожесточенные споры, и без того преизбыточествующие в церковном мире. Но как здесь, так и далее цитируемые высказывания приводятся в точности.
49
Лет тридцать назад имели хождение устные повествования о героических личностях, в советское время возжелавших пустынножительства и безмолвия. Они нелегально селились на Кавказе, в труднодоступных горах; обходились ничтожными средствами: одному бывшему ученому-физику родители посылали 20 рублей в месяц, это рублей, наверное, 500–600 на теперешние деньги. Кое-что, если удавалось, выращивали; ютились в самодельных хижинах, даже в дупле дерева, как древние. Беззащитные перед стихиями, местными разбойниками и гонением атеистической власти, они уповали единственно на помощь Божию и нередко удостоивались чудес: рассказывали, например, о молодой инокине, к которой приходили звери, чтобы согреть в холодные ночи, и приползали змеи, чтобы согреться ее теплом. Эти подвижники поразительно быстро получали благодать самодвижной молитвы и выбрасывали четки, как уже лишний инструмент. Многое из их быта можно узнать из книги монаха Меркурия «В горах Кавказа». М.: Паломник, 1996.
50
Прп. Максим Исповедник. Четвертая сотница о любви. Добротолюбие. Указ. изд. Т. 3. С. 223.
51
Иак. 4, 2.
52
Феолипт, митрополит Филадельфийский. Добротолюбие. Указ. изд. Т. 5. С. 163.
53
Перевод Б. Пастернака.
54
Слова свт. Филарета, митрополита Московского. В кн.: Принадлежу всем вам. Жизнеописание игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). М., 2003. С. 99.
55
Гал. 1, 16.
56
Мф. 16, 24.
57
Архим. Феофан Новоезерский. Цит. по: И. М. Концевич. Оптина пустынь и ее время. М., 1995. С. 62.
58
Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. М.: Паломник, 1994. С. 197–198.
59
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. соч. Указ. изд. Т. 1. С. 640, 515.
60
Душа ну никак не хочет довериться высказываниям святителя о современном ему русском монашестве! Святость, как известно, не исключает человеческих ошибок, в данном случае породивших недоразумение, ставшее от частого повторения чуть ли не аксиомой. Например, монах Иаков в книге «Созидатели Руси», соглашаясь с оценкой русского иночества, высказанной в письме епископа Игнатия (№ 49 (111, 18) от 4 февраля 1864 года (см.: Собр. соч. Т. 7. М., 2001. С. 67), цитирует: «Существует по некоторым местам телесный подвиг, и то более на показ людям. О. Макарий Оптинский решительно отвергал умное делание, называя его причиною прелести, и преподавал одно телесное исполнение заповедей (nota bene: как возможно телесное исполнение заповедей?). Св. Исаак Сирский говорит, что телесное делание без душевного – сосцы сухие и ложесна бесплодны; это видно на воспитанниках Оптиной пустыни» (!). Святитель Игнатий знал преподобного Макария со времен своего недолговременного пребывания в Площанской пустыни зимой 1829 года. Димитрию Брянчанинову – 22 года; о. Макарию – 41, он уже девятнадцать лет монах и проходил обучение молитве, между прочим, у иеросхимонаха Афанасия, непосредственного ученика преподобного Паисия (Величковского). Возможно, о. Макарий и пытался предостеречь новоначального, следуя святоотеческому завету: аще видишь юна, в небеса возносящася, верзи его за ногу на землю. Письма же о. Макария ясно указывают и на знание им святоотеческих воззрений, и на личную опытность в прохождении сокровенного поучения: «Молитва умная есть высша всех деланий, по слову св. Григория Синаита… Нынче много издано книг о сем делании, но надобно проходить оное с наставником, а не самочинно… Молитвою Иисусовою нужно молиться всем и отгонять помыслы, но не искать ничего, кроме помилования; а Господь, даяй молитву молящемуся, даст и умную молитву, по слову Петра Дамаскина; а то у врага много подсад подвижников обольщать под видом истины ложными действиями» (Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского. Свято-Введенская Оптина пустынь, 1997. С. 317). Эта маленькая выписка содержит совершенно те же положения об Иисусовой молитве, которые проповедовал сам святитель Игнатий, и, кажется, исключает обвинения в предпочтении внешнего внутреннему. То же можно сказать и о преподобном Феофане Новоезерском, житие и писания которого опровергают аналогичную характеристику, данную ему святителем Игнатием.
61
Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 162.
62
Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 394.
63
Там же.
64
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Указ. изд. Т. 5. С. 3.
65
Киево-Печерский патерик. М., 1996. С. 12–13.
66
Святой Кирилл, епископ Туровский, перечисляет следующие основания для ухода в монастырь: или обещанного Царства желая, или диавола греховныя работы не терпя, или житейския печали не любя, или женою и детьми смущаем.
67
Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 2000. С. 195.
68
Служба преподобному Сергию Радонежскому. Минея (сентябрь). М., 2003. С. 720.
69
Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 2000. С. 195.
70
Минея (сентябрь). Указ. изд. С. 699.
71
Гал. 1, 15.
72
Принадлежу всем вам. Указ. изд. С. 98.
73
Отечественные подвижники благочестия. Свято-Введенская Оптина пустынь, 1997. Март. С. 22.
74
Митр. Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к разным лицам. СПб., 2006. С. 154.
75
Яркий пример – о. Амвросий (Юрасов), ныне архимандрит, духовник одного из крупнейших женских монастырей в Иванове, счастливо образовавшегося исключительно из чад батюшки, собранных по городам и весям при наступлении благоприятных обстоятельств.
76
Общину аскетов обозначали словом synodia, что значит «караван, идущий по обратному пути к истинной родине, раю» (см.: П. Евдокимов. Православие. М., 2002. С. 95).
77
А. Гарнак. Монашество, его идеалы и его история. СПб., 1908. С. 30.
78
Архим. Эмилиан. Богопознание. Богослужение. Богомыслие. М., 2002. С. 372.
79
Конечно, на Западе, избежавшем прививки принудительного коммунизма.
80
Мужи апостольские. С. 372.
81
Там же. С. 337.
82
Проф. С. И. Смирнов. Духовный отец в Древней Восточной Церкви. М., 2005. С. 105.
83
К счастью, не привилось, очевидно, потому, что никогда не могло быть исполняемо на уровне заданной св. отцом чистоты.
84
Прот. Георгий Флоровский. Указ соч. С. 598–599.
85
Путь на Небо – через Голгофу. Оптинский старец Рафаил (Шейченко). Воспоминания. Письма. М., 2004. С. 33.
86
Прп. Феодор Студит. Наставления монахам. Добротолюбие. Указ. изд. Т. 5. С. 594.
87
Архим. Киприан (Керн). Воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). М., 2002.
88
К. Леонтьев. Записки отшельника. М., 2004. С. 132–133.
89
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. М., 1995. С. 59.
90
Заводят келейников (келейниц), иногда по двое-трое, которые даже исподнее стирают начальству! Понятно, ориентируются на более раннее время, XIX век – тогда окончательно устоялся никем уже не оспариваемый обычай принимать в монастыри с солидным денежным взносом, а которые без взноса, т. е. бедные, обрекались работать для пропитания и услуживать богатым. Еще Иван Грозный возмущался, что в монастырях бояре не состригают боярства, а холопы не преодолевают холопства. Такой вариант христианского равенства и братства совершенно невозможно вообразить в древнем монашестве. Благообразные на поверхностный взгляд времена не случайно завершились чудовищной, в первую очередь для монастырей, катастрофой.
91
Питание в монастыре напрямую зависит от того, посещает ли настоятель(ница) общую трапезу. Велик соблазн как бы по уважительной причине – больной желудок, сердце, печень – сделать для себя исключение в смысле деликатесов, которых на всех не хватит. Если исключение становится правилом, правилом для насельников становятся пшено, картошка в мундире с кислой капустой плюс селедка в рыбный день, чай брандахлыст, заваренный и подслащенный в огромном общем чайнике, как в тюрьме, ужасная пластмассовая или железная посуда и прочая скудость, вызывающая протест, потому что в собственном доме хочется все-таки тепла, красоты и уюта. В греческих монастырях, рассказывают, наличествуют чашечки с блюдцами, полная смена тарелок, вилочки, ложечки всех видов… Правда, целыми днями моют и чистят. Можно, положим, и без уюта, но по общему согласию на скудость, ради подвига и одинаково для всех.
92
На московском подворье Троице-Сергиевой Лавры в лавке вывешены очень качественные черные ткани, завезенные из Австрии, Бельгии, Франции и даже Австралии – от 500 рублей и выше за метр.
В обычных магазинах приходится покупать синтетику, тоже, впрочем, не так дешево: по 180–200 рублей. Нужна еще, за отсутствием в продаже штапеля, тонкая шерсть на мантии, шифон на наметки, кожаные пояса (от 300 рублей)… Откуда же быть нестяжанию?! Пресловутого дешевого мухояра, в который одевались монахи XIX века, теперь не водится.
93
Свящ. Павел Флоренский. Троице-Сергиева Лавра и Россия. В сб.: Христианство и культура. М., 2001. С. 501.
94
П. С. Казанский. История православного монашества на Востоке. М.: Паломник. 2000. Т. 1. С. 319.
95
Св. Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 219.
96
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Киев, 1999. С. 82.
97
Слова преподобного Симеона Нового Богослова. М., 1892. С. 72.
98
См.: Архим. Рафаил (Карелин). О духовном делании. М., 2004. С. 10.
99
Диак. Андрей Кураев. Церковь в мире людей. М., 2006. С. 204.
100
Добротолюбие. Указ. изд. Т. 3. С. 106.
101
Лк. 12, 18.
102
Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 2000. С. 256.
103
Прот. Георгий Флоровский. Указ. изд. С. 644.
104
Прп. Симеон Новый Богослов. Указ. изд. С. 72.
105
Как выяснилось из отзывов на книжечку «Дерзай, дщерь!», и самая осторожная критика в адрес представителей противоположного пола вызывает резкий отпор в виде упреков в феминизме или даже православном феминизме, что уж и вовсе нелепо: или мы и пред Богом не равны? Феминизм, может, кто не в курсе, словари определяют как протест против ущемления в правах и прочей дискриминации женщин, а в той книжке никаких претензий на священство или диаконисство отнюдь не водится. Но вот обидчивый пол, похоже, возводит в ранг дискриминации даже невинную оценку отдельных недостатков, присущих мужчинам.
106
М. А. Новоселов. Письма к друзьям. М., 1994.
107
Свт. Филарет Московский. Мысли и изречения. М., 1999. С. 32.
108
Перевод Д. Закса.
109
Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (репринт изд. 1892). С. 32.
110
См. интересное, хотя и не бесспорное исследование А. П. Паршева «Почему Россия не Америка». М., 2003.
111
Сельские жители из экономии и жили зимами в тесноте: собирались в одной теплой комнате, потому что дров на отопление всего дома, часто достаточно просторного, никогда не хватало.
112
Е. Романенко. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М.: Молодая гвардия, 2002. С. 36–70.
113
См.: П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века. М., 1999.
114
См.: Проф. И. Н. Никодимов. Воспоминания о Киево-Печерской Лавре. Киев, 1999.
115
В соответствии с секуляризационной реформой Екатерины II были введены штаты монастырей, предписывающие определенное число монашествующих, с делением на 1, 2 и 3 классы и соответствующим государственным обеспечением. Заштатные монастыри обладали большей свободой, но не получали средств из казны, или, как при императоре Павле, получали, но совсем небольшие, независимо от числа насельников.
116
П. Н. Зырянов. Указ. соч. С. 172, 178.
117
Ю. А. Рябов. Богохранимая страна наша Российская. СПб., 2004. С. 175, 181–182.
118
Дешевизна объясняется, во-первых, климатом (цех ширпотреба где-нибудь в Малайзии возводится из легких металлоконструкций без фундамента и не требует отопления), а во-вторых, техника, технология и организация производства на советских предприятиях, как открылось при сравнении, оставалась на уровне XIX, если не каменного, века.
119
Е. Романенко. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. Указ. изд. С. 36–70.
120
Ибо ни о каком патентовании или авторском праве в православной среде пока вопросов не возникает.
121
Побудивший другого авву Иоанна, игумена Синайского, к написанию «Лествицы».
122
Луг духовный. Репринт. изд. Сергиев посад, 1915. С. 140.
123
До революции монастыри населяли главным образом представители крестьянского сословия.
124
Начало монашества, IV век, солнечный Египет.
125
См.: Древний патерик. С. 96–106.
126
Пресв. Руфин. Жизнь пустынных отцов. М., 1998. С. 116–117.
127
Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 2000. С. 245.
128
Луг духовный. Указ. изд. С. 37.
129
Палестинский патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. С. 197. У нас это невозможно! Уже имеются безобразно разбогатевшие, по разным причинам, монастыри, но наотрез не принято делиться с бедными, деревенскими, трудовыми обителями; просят у мирских, даже, может, бандитов, но и в голову не придет обратиться к собратьям, да ведь и не дадут: «C ума сошла!» – ответил один архимандрит просительнице-игуменье. Отказывают и с мотивировкой: «Мы на братском собрании приняли решение никому не помогать».
130
Житие и чудеса преподобного Сергия Радонежского. Сергиев Посад, 2001. С. 65.
131
Несколько лет назад на Афоне.
132
Преподобный Кирилл Белозерский. В кн.: А. Н. Муравьев. Русская Фиваида на Севере. М., 1999. С. 168.
133
Особенная суровость устава объяснялась, возможно, тем, что преподобный Герасим, иже на Иордане († 475), желал искупить свою былую приверженность к ереси Евтихия.
134
Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 170.
135
Там же. С. 135.
136
Палестинский патерик. С. 205.
137
Прп. Симеон Новый Богослов, прп. Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. Клин, 2001. С. 171.
138
Житие преподобного Феодора, архимандрита Сикеонского. М., 2005. С. 11.
139
См.: И. И. Соколов. Состояние монашества в Византийской Церкви. СПб., 2003. С. 69–189.
140
И. И. Соколов. С. 195, 210–211.
141
Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. М., 1993. Ч. 2. С. 151.
142
См.: А. М. Муравьев. Русская Фиваида на Севере. М., 1999. С. 108.
143
Сведения В. О. Ключевского. Цит. по: Г. П. Федотов. Собр. соч. М.: Мартис, 2004. Т. 11. С. 233.
144
А. М. Муравьев. С. 72.
145
Цит. по: И. М. Концевич. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Изд-во Московского Патриархата, 1993. С. 151.
146
Цит. по: Иноческий быт в описании Нила Синайского. В сб.: Сокровенный сердца человек. Жизнь и труды священномученика Серафима (Звездинского). СПб., 2002. С. 126.
147
Прп. Моисей. Свято-Введенская Оптина пустынь, 2004. С. 170–173.
148
Архим. Пимен. Биографический очерк. Свято-Никольский Угрешский монастырь, 1998. С. 73.
149
Н. С. Лесков. Собр. соч. М., 1989. Т. 5. С. 460–471.
150
П. Н. Зырянов. Указ. соч. С. 79.
151
Чин, бываемый на одеяние рясы и камилавки. Требник монашеский. М., 2003. С. 13.
152
Ольховский монастырь. Изд. Псково-Печерского монастыря, 1994. С. 18–19.
153
Там же. С. 70.
154
Не вдруг душа достигает чистоты; наперед должна она испытать скорби, потерпеть уничижение, тесноту, – утверждал прп. Макарий Египетский. Сам он, по словам современника, был суров к приходящим. Цит. по: П. С. Казанский. История православного монашества на Востоке. М.: Паломник, 2000 Ч. 2. С. 94, 90.
155
Это что! Вот в золотом XVI веке свободы лишали в самом прямом смысле: заключали в темницу, держали на цепи, в железах, кололи остном, били плетьми. За недоносительство на согрешившего брата назначали 5 дней сухоядения с поклонами; за смех и разговоры во время службы – 12 дней поста и 100 поклонов ежедневно; за клевету – 40 дней сухоядения и 60 поклонов; за ложь – неделя сухоядения и 80 поклонов; за ропот на плохую погоду (!) – три дня сухоядения с 25-ю поклонами. См.: Е. Романенко. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М., 2002.
156
Словцо святителя Игнатия.
157
Если монах, оставив монастырь свой, уйдет в другой или поселится в мирском жилище – таковой, равно и принявший сего, да будут отлучены от общения церковного. Правило Двукратного Собора. Цит. по П. С. Казанский. Указ. соч. С. 440.
158
А кому не покажется? Этого нет, того нет… А Бог-то в этой черноте – есть?
159
Еккл. 4, 10.
160
Пс. 136.
161
Свщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Творения. Тверь, 2002. С. 404.
162
Пс. 54.
163
В мужских монастырях постригом и рукоположением период трудничества завершается, тогда как для женщин освобождение от работ, связанных с физическим утомлением, наступает только вследствие приобретенной болезни или преклонного возраста.
164
Записки и письма игумении Таисии. М.: Паломник, 2000. С. 110.
165
Исх. 9, 12.
166
В этом смысле «фараон» упоминается и в литургических текстах Церкви.
167
См.: Прот. Александр Сорокин. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Киев, 2003. С. 74–77.