Письма с того света - стр. 2
– Я подготовила Матильду для сегодняшней беседы. Основное её условие – никакого записывающего устройства. Я имею ввиду магнитофон, она его терпеть не может. Упаси вас Бог тыкать ей в лицо микрофоном.
– Я хотел для записи привлечь свою помощницу, но Марек категорически был против.
– Марек прав. Ваша молодая помощница на неё бы подействовала хуже магнитофона с микрофоном.
– Вы меня пугаете. Неужели госпожа Кшесинская настолько замкнута, что мне не удастся её расположить на душевную беседу?
– Ну зачем так пессимистично? Ваш респектабельный вид и профессиональная сноровка сыграют нужную роль, и она откроется вам. Ведь сумел же в своё время разговорить ваш дед самого русского императора Александра Третьего.
– А вам известно, чем закончилось это интервью?
– Да, император к его завершению скончался. Но не беспокойтесь, здоровье Мали не подкачает. Если она дожила до ста лет, то интервью с вами как нибудь тоже переживёт.
На протяжении многих лет этот инцидент с русским царём словно дамоклов меч висел над репутацией издательского дома Джексонов. Однако слава Роберта Джексона -старшего, как интервьюера русского императора не померкла из за этого несчастного случая.
– У меня такой вопрос. На каком языке будет наше общение с госпожой Кшесинской? – спросил Роберт.
– Для неё родными являются польский и русский, но с вами она разумеется будет общаться на французском, однако предупреждаю – её французский язык отличается от парижского. Он – салонный, на нём общалась русская знать в Петербурге.
Роберт примирительно покачал головой.
– Ну если больше вопросов нет, господа, то я велю прислуге выкатить коляску с нашей подопечной сюда в гостиную, поближе к камину.
Вскоре в комнату въехала коляска с худенькой иссохшей старушкой. Умудрившаяся дожить до 70 годов двадцатого столетия, Кшесинская повидала и общалась вживую с великим Чайковским, легендарным Петипа, отцом наследника престола императором Александром Третьим, побывала в постели последнего русского царя, его брата и дяди, пережила две самые кровавые войны человечества и теперь в качестве живой истории предстала перед теми кто ещё не успел прожить и трети её пройденного жизненного пути.
Несмотря на солидный возраст она выглядела живо. Множество морщин на лице, обвислая кожа на шее и старческие кисти рук не могли испортить того впечатления какие производили маленькие проницательные глазки и аккуратно уложенные волосы, сплетённые на затылке в узкую длинную косичку.
Престарелый возраст женщины скрывала также умело применённая косметика, вовсе не уродующая её лицо. А вот улыбаться Кшесинская не любила. Причиной тому был кривой ещё с молодых лет прикус её зубов. Стоматология тех и последующих лет не смогла справиться с этой задачей, и потому на всех фотографиях прима балета запечатлена с закрытым ртом, без ослепительной голливудской улыбки.