Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века) - стр. 6
Итак, для получения спасения необходимо терпение в скорбях. Но имеем ли мы его? Не часто ли приходится слышать нам жалобы на тяжесть своих страданий, сетование на свою участь, ропот на Бога? Как и сейчас Ваши ропот и недовольство. Где же искать причины такого нетерпения, такого малодушия?
Первою причиною малодушия и ропота во дни своих страданий многие поставляют великость скорбей, их постигающих, и слабость сил для перенесения их. «Нет меня несчастнее на свете! Никто не терпит таких несчастий!» Так обыкновенно вопиют многие под тяжестью скорбей и напастей. Попробуйте таким людям предложить совет умерить свою скорбь и сетование, взять [в помощь себе] терпение, покориться воле Божией.
Что скажут Вам тогда? «И рад бы терпеть и переносить скорбь, да сил нет! Скорбь выше сил моих!» – так обыкновенно отвечают утешающим их. И это говорят христиане, последователи Иисуса Христа, Который уверяет нас чрез апостола, что Он не посылает человеку скорбей выше сил его, но всегда при искушении даст и облегчение (1 Кор. 10, 13). Христос Спаситель и не обещал Своим последователям особенного счастия на земле, напротив, Он предсказал, что скорби и страдания на земле для них неизбежны. В мире будете иметь скорбь, – говорит Он в Евангелии Своим последователям (Ин. 16, 33). Если же обещал им блаженство за их страдания, то блаженство на небе: велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 12). Потому Он не только заповедал нам переносить и терпеть скорби на земле, но и радоваться еще тогда. Радуйтесь и веселитесь, то есть когда находят на вас скорби, говорит Он (Мф. 5, 12). Так поступали и учили других поступать и апостолы Христовы. Теперь судите, насколько не согласны со званием христианина, противны учению и заповедям Спасителя малодушие и ропот во дни скорбей и страданий земных! Нет! Не тяжесть скорбей и не слабость наших сил приводят нас к малодушию и ропоту, но излишняя наша привязанность к благополучию настоящей жизни.
И возможно ли, чтобы человек, всем сердцем привязанный к мирским благам и удовольствиям, великодушно переносил скорби и страдания? Это неестественно. В чем обыкновенно поставляют миролюбцы свое счастие? В том, чтобы обладать богатством, быть у людей в уважении, иметь хорошее здоровье, удовлетворять свои чувственные наслаждения. К этим видимым благам и удовольствиям привязаны и сердца, устремлены их мысли и желания. Но так как видимые блага и удовольствия многочисленны и разнообразны, а желания человеческие ненасытимы, то ищущий земного благополучия, чем бы ни обладал, всегда желает и ищет новых благ. А эта ненасытная жажда новых удовольствий и благ делается для человека источником многих скорбей, болезней и страданий. Каждое препятствие к достижению временного благополучия сильно потрясает мятущийся дух миролюбца, и вот он малодушествует и ропщет на судьбу свою.