Размер шрифта
-
+

Петродворец - стр. 17

Рядом с Петергофом строились кирпичные и черепичные заводы, лесопильни. На государственном гончарном дворе из глины изготавливали посуду, трубы, садовый кирпич, кафель, который по своей красоте и надежности ни в чем не уступал голландскому. Начало Петергофской гранильной фабрике положил сам Петр, издав 21 октября 1721 г. указ: «…построить в Петергофе мельницу, в которой пиловать камень мраморный и алебастр и другой всякий мягкий камень…» Так возникла самая крупная в России фабрика по художественной и технической обработке камней.

К 1725 г. формирование петергофского дворцово-паркового ансамбля было в основных чертах завершено. Он включал в себя Верхний сад и Нижний парк, пять крупных каменных зданий, более двенадцати деревянных галерей и павильонов, три каскада, шестнадцать водометов, десять больших водоемов, грандиозный фонтанный водовод с плотинами и шлюзами, а также множество декоративных статуй из свинца, дерева, мрамора и алебастра.

Как идея создания парка у самых волн залива, так и основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединенных в одном композиционном узле дворца, грота с каскадом и канала принадлежат Петру I.

Наброски, сделанные рукой царя на чертежах, красноречиво свидетельствуют, что его влияние на строительство Петергофа сказалось не только в общем плане, но и детально определяло декоративное решение отдельных сооружений.

Во второй четверти и в середине XVIII столетия декоративное убранство парков и садов Петергофа значительно обогатилось. В это время создаются фонтаны Верхнего сада, Римские и Китовый фонтаны в Нижнем парке, переделывается каскад «Драконова (Шахматная) гора».

Самые крупные работы этого периода непосредственно связаны с именем великого русского зодчего В. Растрелли. По его проектам был расширен и надстроен Большой дворец, возводились Екатерининский корпус у дворца Монплезир и ограда Верхнего сада. В творчестве В. Растрелли нашли свое выражение новые художественные принципы русской архитектуры, в которой все больше проявлялись тенденции к монументальности, великолепию и изысканности сооружений.

В это время Петергоф стал местом официального проведения торжественных церемоний. Каждый год здесь отмечался день Полтавской битвы. Иллюминации, устраиваемые по случаю праздников, поражали гостей своим размахом и поистине сказочным великолепием. Едва спускалась темнота, как фасады дворцов, аллеи парков, каскады и бассейны фонтанов, корабли, стоявшие в гавани, озарялись гирляндами разноцветных огней. Слава о Петергофе вышла далеко за пределы России.

Страница 17